Досуг ребёнка летом
Одним из важнейших вопросов в работе дошкольного
учреждения в летний период является организация досуга детей. С одной стороны,
хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во
многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро
надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить
своё время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства
способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти баланс между самостоятельной
активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и
праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь дошкольного
учреждения.
Организация досуга в детском учреждении
имеет свою специфику.
·
Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и
позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при
подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не
организуя при этом других видов деятельности.
·
Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию
мероприятий (они должны быть интересны и посильны как трёхлеткам, так и старшим
дошкольникам), с другой - значительно расширяет и обогащает их содержание
(старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно
наблюдать за старшими).
·
Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время может быть такое
мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет
развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной
форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой
подготовки со стороны педагогов.
Какие формы работы могут соответствовать этим
условиям?
Игровые часы.
Во время игрового часа дети знакомятся с различными
играми (народными и современными). Как показывает практика, современные малыши
часто не знают таких игр, как "Бояре" и т.д. У старших дошкольников
интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т. д. Разучивание этих игр с детьми и
дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно
обогащают детский досуг.
При наличии в детском саду нескольких групп,
педагоги распределяют игры между собой, и тогда каждый педагог разучивает
выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно может
упростить подготовку для игрового часа для педагогов.
Музыкальные часы.
Это время самой разнообразной деятельности: дети
могут разучивать новые песни, петь те,которые им хорошо знакомы, танцевать,
играть в музыкальны игры и. Д.
Кружки.
Участие в работе кружка доступно для дошкольников.
Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность
освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить
поделки. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей и
было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки
бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им
вполне доступно). На летнее время игровые и музыкальные часы, а также кружки
можно внести в распорядок дня, установив для них определённые дни и время.
Выставки.
Организация выставки достаточно трудоёмка, но вместе
с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение
выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится в
несколько этапов.
·
На первом этапе выбирается её тема и определяется, какие изделия будут
приниматься на выставку. Например, на выставке "Природа и фантазия" будут
представлены поделки из природных материалов, а на выставке "Вот оно какое
лето к нам пришло!" - рисунки.
·
Этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много,
необходимо отобрать лучшие.
·
Оформление выставки.
·
Организация посещений. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают
"экскурсию", которую проводит один из педагогов (можно взять в
помощники старшего дошкольника). Дети рассматривают работы, а заодно осваивают
правила поведения на выставке.
Игры-путешествия.
Игра-путешествие представляет собой последовательное
посещение различных точек на ранее приготовленном маршруте. Перед детьми
ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к
сладкому дереву:). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям
будут предлагаться различные игры и задания. Педагоги разделяют между собой
функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на
своих точках и организуют для них задания.
Творческие площадки.
При организации творческих площадок на ограниченной
территории (например, на участке, в случае плохой погоды - в зале) создаётся
несколько "мастерских", в каждой их которых находится взрослый,
занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте лепят, в другом
рисуют и т. д.
Мастерская представляет собой пространство,
организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом
деятельности (стоят столы, стулья:). Там же находятся необходимые материалы. По
возможности мастерскую лучше украсить (повесить табличку с названием, рисунки,
плакаты, поделки.). Дети могут принять участие в любой заинтересовавшей их
мастерской. Кто-то сможет попробовать себя в разных видах деятельности, а
кто-то ограничиться только одним.
В организацию творческих площадок можно внести
творческий элемент. К примеру, организуется площадка
"Цветик-семицветик". Каждому ребёнку вручается кружок (серединка
цветка), на котором написано его имя. Общее количество мастерских равняется
семи, каждый ведущий имеет лепестки одного цвета. За участие в мастерской
ребёнок получит лепесток, который прикрепит к своей "серединке".
Задача детей - собрать как можно больше лепестков.
Летние праздники.
Настоящий клад для организатора летнего досуга детей
- народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам
родной культуры. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана
Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело чёткое соответствие
традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда
уместны в дошкольном учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с
народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.
Родителям о летнем отдыхе с детьми
Дети обожают путешествия и приключения.
Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки.
В теплое время года можно устраивать маленькие
походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за
счетпосильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры,
памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность,
к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте
представления детей о труде взрослых: проводите «экскурсии»
на стройку, в магазин, парикмахерскую, в банк, на почту и
т.п.
Ребенок пяти лет уже достаточно самостоятелен,
но все равно требует вашего внимания. Необходимо привить детям вкус
к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать
удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого результата.
Старайтесь, чтобы ребенок в этом возрасте чаще общался
со сверстниками, учился отстаивать свою самостоятельность в группе.
Если вы путешествуете всей семьей, то даже
в дороге можно обеспечить ребенку необходимый режим, комфортное
размещение и питание. Главное – сами не беспокойтесь по поводу новых
условий, ведь для ребенка очень важен эмоциональный настрой родителей.
Про гигиену
ребенка: необходим утренний (умывание, протирание) и
вечерний туалет, остальные купания – по необходимости.
По поводу спорта
для малыша – наблюдайте за ребенком. Выясните, что ему
нравится и чем бы онс удовольствием
занимался, а также показывайте на собственном
примере, как полезны для физического и душевного здоровья регулярные занятия
спортом.
Еще один совет – четко соблюдайте режим. Ведь
одно из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность,
ритмичность и повторяемость его жизни.
Гиперактивному ребенку необходимы:
1. Утренняя зарядка.
2. Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические
упражнения ребенка и подвижные игры снимают излишнюю
мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спит, играть в активные
игры нужно и вечером.
3. Активные игры, которые одновременно развивают мышление.
4. Массаж. Он уменьшает частоту пульса и понижает возбудимость нервной
системы.
5. Хорошо бы отдать ребенка в спортивную
секцию. Подойдут такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать
правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками,
например, хоккей, футбол, баскетбол.
6. У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность
к определенному роду занятий, например, музыка, спорт или шахматы.
Следует развивать это увлечение.
Художественное
творчество на даче и в саду
Строим
из песка
Количество игроков: любое.
Если вы собираетесь
проводить время с детьми на даче, без песочницы вам не обойтись. Здесь, орудуя
совком для песка, различными формочками, водой и руками, ребенок освоит первые
секреты архитектурного и скульптурного ремесла.
Картины
из засушенных семян
Возраст: 4-7лет.
Количество игроков: 1-2.
Не выбрасывайте
семена. Раскладывайте их по коробочкам в зависимости от вида, цвета и размера.
Ими можно украсить различные баночки или крышки. Нанесите слой глины или
пластилина на основу. Пусть ребенок вдавит семена так, как подскажет ему
фантазия.
Водяные
рисунки
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: любое.
Дайте ребенку банку
с водой и кисть. Пусть он рисует водой на тротуаре. Конечно, такое произведение
будет существовать, пока не испарится вода, поэтому если вы не будете в этот
момент находиться с ребенком, то не сможете насладиться изображением. Для детей
же обычно имеет большее значение сам творческий процесс, чем результат.
Японский
садик
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
Расскажите ребенку
о японских садах. Найдите в саду небольшой кусочек пространства, на котором
можно полюбоваться сочетанием песка и камней или устроить небольшой водоем.
Главное — из собранного вами природного материала убрать все лишнее.
Лучший
букет
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
Если вы
запланировали борьбу с сорняками, объявите для детей конкурс на лучший букет из
сорняков. После подведения итогов и награждения победителей букеты можно
засушить. Для этого повесьте их вниз цветами в хорошо проветриваемом затененном
месте. Букеты будут напоминать вам о летних днях.
Картинки
из листьев
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Подберите листья
разных форм, расцветок и размеров. Прогладьте их горячим утюгом. Возьмите лист
цветной бархатной бумаги. Выложите из листьев картину по вашему вкусу.
Венок
для феи
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1.
Из проволоки
сделайте основу по размеру головы ребенка. Вместе с ним уложите на проволоку
пучки травы и небольшие букетики из цветов, плотно обмотав их ниткой. Пусть
ребенок попробует сделать это сам. Каждый следующий букет должен накрывать
стебли предыдущего. Венок лучше держать в левой руке, а нитку — в правой. Не
обрывайте нитку, пока не закончите всю работу. Стебли последнего букетика
обрежьте и закрепите.
Первобытное
письмо
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: 1-3.
Дайте ребенку
острую палочку. Расскажите, что в древности письменные истории рассказывали в
виде рисунков. Пусть и он попробует нарисовать для вас свое письмо. Интересно,
сможете ли вы догадаться, о чем идет речь. Можно устроить конкурс на лучшего
толкователя увиденного.
Рисуем
камушками
Возраст: 5-7 лет.
Количество игроков: любое.
Пусть ребенок
попробует сделать рисунок только из камушков, выкладывая их на земле. Камни
можно заменить шишками.
Рисуем
ногами
Возраст: 5-7лет.
Количество игроков: любое.
Устройте конкурс
художников. Главным условием, усложняющим конкурс, будет то, что дети должны
рисовать на песке только ногами.