Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов ДОУ

Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов ДОУ

Мониторинг профессиональных дефицитов

и затруднений педагогов ДОУ

В современных социокультурных условиях одной из главных является задача повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности педагога зависит качество образования.

Профессиональная компетентность педагога – это качество его профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач.

Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными затруднениями педагога.

Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.

Задача педагога-психолога, обеспечить возможность установления необходимых конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний, которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.

Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях педагога возможно на основе мониторинга.

Самая большая проблема при создании контента мониторинга связана с разработкой инструментария мониторинговых исследований. Используемые в настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и порой не отражают достоверной картины, поэтому учитывая специфику образовательно-воспитательного процесса конкретного учреждения образования, нами была разработана программа мониторинга «Профессиональные дефициты и затруднения педагогов».

При разработке программы мониторинга мы руководствовались трудами отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой, А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса, профессора университета Британская Колумбия (Канада).

Значимость программы мониторинга заключается в том, что по окончанию мониторинга предлагаются индивидуальные рекомендации.

Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения педагогов включает следующие стадии:

  • определение цели мониторинга и задач;
  • определение объектов мониторинга;
  • отбор критериев и показателей эффективности состояния объекта;
  • сбор информации;
  • активация механизма реагирования на полученную информацию;
  • использование информации для прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и генерации адекватного ее варианта;
  • реализация разработанной модели методического сопровождения на основе диагностики;
  • цикл движения информационного потока.

Общая цель - повышение качества образования в образовательной организации.

Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели непрерывного повышения квалификации.

Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по следующей схеме: диагностика, результат, корректировка, прогнозирование.

Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика, наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование, тестирование, самооценка.

Этапы реализации программы

«Мониторинг профессиональных затруднений педагогов»

I этап (организационно - подготовительный):

- разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений педагогов;

- составление циклограммы мониторинга;

- подбор и разработка диагностического инструментария.

II этап (практический):

- проведение мониторинговых процедур;

- анализ промежуточных результатов;

- анализ работы по программе мониторинга.

III этап (обобщающий) :

- разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь педагогам по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих затруднения.

- корректировка и совершенствование программы мониторинга.

Мониторинговый контент

Критерии: компетентности и компетенции

Показатели

Диагностические средства, методы и формы

Периодичность

П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Профессионально значимые личностные качества педагога

Общая культура педагога

Анкетирование

1 раз в год

Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки.

Анкетирование

По мере необходимости

Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения)

Наблюдение, анкетирование, тестирование

По мере необходимости

Умение продемонстрировать свои достижения

Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение года

Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению

Анкетирование

1 раз в год

Мотивация учебной деятельности

Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам)

Анкетирование, тестирование

В течение года

Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся

Экспертная оценка учебного занятия

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение года

Умение планировать воспитательную работу

Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии

Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность

Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся

Анализ документации

1 раз в год

Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение организовать проектную деятельность обучающихся

Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу

Умение реализовать метапредметные знания

Организация учебной деятельности

Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся

Осуществление оценочно-ценностной рефлексии

Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Экспертная оценка учебного занятия

В течение года

Умение оценить результаты своей деятельности

В ходе самоанализа урока

В течение года

Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

В течение годаХочу такой сайт

И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач

Умение работать с информационными источниками

Экспертная оценка деятельности педагога

В течение года

Умение работать с научной, методической и учебной литературой

Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста

Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий.

Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ

Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога

Использование компьютерных и мультимедийных технологий

Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия

Анкетирование

В течение года

Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности

Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии)

Анализ документации, экспертная оценка

В течение года

К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь

Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей

Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного воспитанника

Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации

1 раз в год

Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.)

Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях

1 раз в год

Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и воспитанниковобучающихся

Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога

1 раз в год

П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь

Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей

Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов

1 раз в год

Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса

Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа)

В течение года

Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи.

1 раз в год

Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов в 2020-2021 уч. году

Показатели

Результат

Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

100% педагогов

Умение обеспечить успех в деятельности

высокий уровень - 80% педагогов

средний уровень - 20% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы

высокий уровень - 81% педагогов

средний уровень - 19% педагогов

низкий уровень - 1% педагогов

Умение вести самостоятельный поиск информации

высокий уровень - 91% педагогов

средний уровень - 9% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Умение разработать образовательную программу

79% педагогов

Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях

высокий уровень - 60% педагогов

средний уровень - 40% педагогов

низкий уровень - 12% педагогов

Умение устанавливать субъект-субъектные отношеяни

высокий уровень - 82% педагогов

средний уровень - 18% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

Владение современными формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень профессиональных умений)

высокий уровень - 74% педагогов

средний уровень - 26% педагогов

низкий уровень - 0% педагогов

По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на 2021-2022 учебный год.

По итогам проведенного мониторинга в 2021 году были получены следующие результаты:

наблюдается

- увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;

- увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;

- положительная динамика участия педагогов образования в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;

- рост профессионального мастерства педагогических работников;

- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;

- положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта (открытые уроки).

Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:

- выбор современных форм, методов, технологий обучения;

- ИКТ-компетентность.

и их причины:

- перегрузка разными видами деятельности;

- недостаток времени на самообразование;

- профессиональное выгорание и педагогическая деформация;

- индивидуально-личностные причины затруднений.

Улучшить результаты мониторинга возможно с помощью проведения комплекса психолого-педагогических и методических мероприятий, таких как мастер-классы, стажировка, открытый микрофон, тренинг, ярмарка идей, методический фестиваль, педагогическая мастерская и другие.

 

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.