Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов ДОУ
Мониторинг профессиональных дефицитов и затруднений педагогов ДОУ
Мониторинг профессиональных дефицитов
и затруднений педагогов ДОУ
В современных социокультурных условиях одной из главных является задача
повышения качества образования. От уровня профессиональной компетентности
педагога зависит качество образования.
Профессиональная компетентность педагога – это качество его
профессиональных действий, обеспечивающих адекватное и эффективное решение
профессионально значимых задач.
Если в конкретной педагогической ситуации педагог затрудняется совершить
целесообразное профессиональное действие, обеспечивающее адекватное и
эффективное решение профессионально значимой задачи, то соответствующей
педагогической компетенцией он не обладает. Подобные профессиональные проблемы
при разрешении конкретной педагогической ситуации принято называть профессиональными
затруднениями педагога.
Профессиональные затруднения – своеобразный индикатор «белых
пятен» в арсенале профессиональных компетенций педагога.
Задача педагога-психолога, обеспечить возможность установления необходимых
конкретному педагогу объема и содержания профессиональных знаний,
которые стали бы для него фундаментом формирования недостающих педагогических
компетенций и на этой основе обеспечивали бы преодоление профессиональных
затруднений при решении конкретных педагогических ситуаций.
Решить задачу получения нужной информации о профессиональных затруднениях
педагога возможно на основе мониторинга.
Самая большая проблема при создании контента мониторинга связана с
разработкой инструментария мониторинговых исследований. Используемые в
настоящее время средства измерения, как правило, не достаточно качественны и
порой не отражают достоверной картины, поэтому учитывая специфику
образовательно-воспитательного процесса конкретного учреждения образования,
нами была разработана программа мониторинга «Профессиональные
дефициты и затруднения педагогов».
При разработке программы мониторинга мы руководствовались трудами
отечественных ученых А.С. Белкина, В.П. Беспалько, В.Г. Горб, Г.А.Карповой,
А.А. Орлова, С.А. Равичева, С.Н. Силиной, а также подходом Дугласа Уилмса,
профессора университета Британская Колумбия (Канада).
Значимость программы мониторинга заключается в том, что по окончанию
мониторинга предлагаются индивидуальные рекомендации.
Технология проведения мониторинга профессиональные затруднения
педагогов включает следующие стадии:
- определение цели мониторинга и
задач;
- определение объектов
мониторинга;
- отбор критериев и показателей
эффективности состояния объекта;
- сбор информации;
- активация механизма
реагирования на полученную информацию;
- использование информации для
прогноза возможного развития педагога, коррекции модели поведения и
генерации адекватного ее варианта;
- реализация разработанной модели
методического сопровождения на основе диагностики;
- цикл движения информационного
потока.
Общая цель - повышение качества образования в
образовательной организации.
Конкретная цель – создание мониторинга профессиональных
затруднений педагогов, обеспечивающего реализацию индивидуализированной модели
непрерывного повышения квалификации.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов осуществляется по
следующей схеме: диагностика, результат, корректировка,
прогнозирование.
Методы сбора и обработки информации: опрос, диагностика,
наблюдение, анализ документации, посещение занятий, анкетирование,
тестирование, самооценка.
Этапы реализации программы
«Мониторинг профессиональных затруднений
педагогов»
I этап (организационно - подготовительный):
- разработка Положения о мониторинге профессиональных затруднений
педагогов;
- составление циклограммы мониторинга;
- подбор и разработка диагностического инструментария.
II этап (практический):
- проведение мониторинговых процедур;
- анализ промежуточных результатов;
- анализ работы по программе мониторинга.
III этап (обобщающий) :
- разработка психолого-педагогических, методических материалов в помощь
педагогам по направлениям профессиональной деятельности, вызывающих
затруднения.
- корректировка и совершенствование программы мониторинга.
Мониторинговый контент
Критерии: компетентности и компетенции |
Показатели |
Диагностические средства, методы и формы |
Периодичность |
П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
|||
Профессионально
значимые личностные качества педагога |
Общая культура
педагога |
Анкетирование |
1 раз в год |
Позитивная направленность
на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической
деятельности). Уровень профессиональной самооценки. |
Анкетирование |
По мере необходимости |
|
Эмпатичность
(способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам) |
Наблюдение,
анкетирование, тестирование |
По мере необходимости |
|
Гибкость личности
(готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание
за обучающимся права на собственную точку зрения) |
Наблюдение,
анкетирование, тестирование |
По мере необходимости |
|
Умение
продемонстрировать свои достижения |
Мастер-класс,
самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального
мастерства |
В течение года |
|
Умение реализовать
личностно-ориентированный подход к обучению |
Анкетирование |
1 раз в год |
|
Мотивация учебной
деятельности |
Умение обеспечить
успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии
с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям,
сверстникам) |
Анкетирование,
тестирование |
В течение года |
Умение формировать
мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся |
|||
Постановка целей и
задач педагогической деятельности |
Умение ставить
педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
обучающихся |
Экспертная оценка
учебного занятия Анкетирование, анализ
результатов анкетирования |
В течение года |
Умение планировать
воспитательную работу |
|||
Владение и способность
реализовывать современные образовательные технологии |
Умение организовать и
поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их
личность |
||
Умение организовать
исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся |
Анализ документации |
1 раз в год |
|
Применение в
образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного
обучения |
Экспертная оценка
учебного занятия |
В течение года |
|
Умение организовать
проектную деятельность обучающихся |
|||
Умение разрабатывать
рабочую и общеобразовательную программу |
|||
Умение реализовать метапредметные
знания |
|||
Организация учебной
деятельности |
Умение сформировать
интеллектуальные операции у обучающихся |
||
Осуществление
оценочно-ценностной рефлексии |
Умение оценивать
результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание
того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение
методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического
оценивания к самооценке |
Экспертная оценка
учебного занятия |
В течение года |
Умение оценить
результаты своей деятельности |
В ходе самоанализа
урока |
В течение года |
|
Умение анализировать
уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств |
Анкетирование, анализ
результатов анкетирования |
||
И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
|||
Квалифицированная
работа с различными информационными ресурсами, профессиональными
инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими
проектировать решение педагогических проблем и практических задач |
Умение работать с
информационными источниками |
Экспертная оценка
деятельности педагога |
В течение года |
Умение работать с
научной, методической и учебной литературой |
|||
Умение адаптировать
получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и
возраста |
|||
Владение практическими
способами поиска научной и профессиональной информации с использованием
современных компьютерных средств, сетевых технологий. |
|||
Умение создавать
продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся
посредством применения ИКТ |
Анкетирование,
экспертная оценка деятельности педагога |
||
Использование
компьютерных и мультимедийных технологий |
Умение проводить
компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия |
Анкетирование |
В течение года |
Готовность к ведению
дистанционной образовательной деятельности |
Умение применять
современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и
медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и
другие телекоммуникационные технологии) |
Анализ документации,
экспертная оценка |
В течение года |
К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь |
|||
Выработка стратегии,
тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной
деятельности для достижения определенных социально значимых целей |
Умение определять
особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и
др.) конкретного воспитанника |
Данные
психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации |
1 раз в год |
Умение диагностировать
сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности,
мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.) |
|||
Умение разрешать
конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях |
1 раз в год |
||
Умение организовывать
и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность
родителей и воспитанниковобучающихся |
Анкетирование
родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога |
1 раз в год |
|
П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь |
|||
Эффективное
использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных
правовых документов органов власти для решения соответствующих
профессиональных задач |
Знание основных
нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и
содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции
развития дополнительного образования детей |
Тестирование по
методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов |
1 раз в год |
Умение применять
нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания,
взаимодействия с участниками образовательного процесса |
Анализ документации,
экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа) |
В течение года |
|
Знание
нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели
и задачи. |
1 раз в год |
Результаты мониторинга профессиональных
затруднений педагогов в 2020-2021 уч. году
Показатели |
Результат |
Умение ставить
педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным
особенностям обучающихся. |
100% педагогов |
Умение обеспечить
успех в деятельности |
высокий уровень - 80%
педагогов средний уровень - 20%
педагогов низкий уровень - 0%
педагогов |
Умение использовать в
профессиональной деятельности информационные ресурсы |
высокий уровень - 81%
педагогов средний уровень - 19%
педагогов низкий уровень - 1%
педагогов |
Умение вести
самостоятельный поиск информации |
высокий уровень - 91%
педагогов средний уровень - 9%
педагогов низкий уровень - 0%
педагогов |
Умение разработать образовательную
программу |
79% педагогов |
Умения использовать
психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности;
знания детской психологии; умение принимать решение в различных
педагогических ситуациях |
высокий уровень - 60%
педагогов средний уровень - 40%
педагогов низкий уровень - 12%
педагогов |
Умение устанавливать
субъект-субъектные отношеяни |
высокий уровень - 82%
педагогов средний уровень - 18%
педагогов низкий уровень - 0%
педагогов |
Владение современными
формами, методами, методиками преподавания и технологиями обучения (уровень
профессиональных умений) |
высокий уровень - 74%
педагогов средний уровень - 26%
педагогов низкий уровень - 0%
педагогов |
По итогу мониторинговых исследований были приняты соответствующие
управленческие решения и запланирована работа с педагогическим коллективом на
2021-2022 учебный год.
По итогам проведенного мониторинга в 2021 году были получены следующие
результаты:
наблюдается
- увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;
- увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;
- положительная динамика участия педагогов образования в конкурсах
профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества
педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;
- рост профессионального мастерства педагогических работников;
- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение
квалификации;
- положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение
своего педагогического опыта (открытые уроки).
Анкетирование, проведенное нами, наблюдения и собеседования с педагогами
позволили выявить следующие профессиональные затруднения:
- выбор современных форм, методов, технологий обучения;
- ИКТ-компетентность.
и их причины:
- перегрузка разными видами деятельности;
- недостаток времени на самообразование;
- профессиональное выгорание и педагогическая деформация;
- индивидуально-личностные причины затруднений.
Улучшить результаты мониторинга возможно с помощью проведения комплекса
психолого-педагогических и методических мероприятий, таких как мастер-классы,
стажировка, открытый микрофон, тренинг, ярмарка идей, методический фестиваль,
педагогическая мастерская и другие.