Доступная среда
Повышение качества дошкольного образования детей имеющих статус ОВЗ
Одним из путей повышения качества дошкольного образования детей имеющих статус ОВЗ наш коллектив видит в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления коррекционного образования, от которого, на наш взгляд, в первую очередь зависит его качество.
Нами была создана коррекционно–развивающая среда, характеризующаяся: адекватностью общим и особым образовательным потребностям; физической, эмоциональной комфортностью для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование современного оборудования, расположенное в пространстве детского сада позволяет каждому участнику коррекционного процесса своевременно и оперативно выстраивать свою деятельность, способствует мобильности в организации новых условий, соответствующих коррекционно-компенсаторным задачам социализации, интеграции, индивидуализации и саморазвитию детей с ОВЗ.
Подбор и размещение мебели в групповом помещении, технического оборудования, дидактического материала и игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения ребенка в различные формы и виды занятий.
Социальная среда в нашем детском саду учитывает уровень современной жизнедеятельности общества и приближена к ее требованиям. Это касается и технического оснащения всех сфер жизни ребенка, осуществления бытовых нужд, формирования социальной компетентности и социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. Отметим - сами дети свободны в передвижении, хорошо ориентируются, ведь они находятся в «безбарьерном, комфортном и безопасном пространстве».
Работая в условиях социального партнерства, мы создаём возможность расширять коррекционную и воспитательную среду и влиять на широкий социум, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.
Педагоги, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель, воспитатель.
Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога – специальное помещение, в котором осуществляется функциональная деятельность, а также он является частью предметно-развивающей среды, подчиняющийся важным закономерностям детской деятельности.
Повышение профессиональной компетентности педагогов проходит по следующим направлениям: обучение педагогов на курсах повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ, изучение педагогами инновационного опыта дошкольных образовательных учреждений города и использования его в условиях своего образовательного учреждения, вебинары различного уровня, внутриучрежденческое повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам инклюзивного образования (педсоветы, консультации, практико-ориентированные семинары). Для работы с детьми ОВЗ в ДОУ разработаны адаптированные программы по нозологиям, индивидуальные программы коррекционной работы с детьми –инвалидами. Изучая научную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что наиболее эффективным в работе с дошкольниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования будет использование наглядных аудио/видео и электронных ресурсов.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя следующие направления:
- работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
- взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры;
- взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
- МЧС, ОГИБДД УМВД России по г.Ялте;
- работу с семьями воспитанников детского сада и др.
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются семьи наших воспитанников. В соответствии с Законом "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в нашем ДОУ решается в трех направлениях:
- Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, внедрение новых форм работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Вовлечение родителей в деятельность ДОУ
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Серьезность и ответственность взаимоотношений
- Динамичность.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, мы ставим перед собой задачу - хорошо узнать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинаем мы с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему помогает правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Работу с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют через традиционные и нетрадиционные формы общения. В нашем детском саду регулярно проводятся праздники, постоянными гостями которых являются мамы, папы, бабушки и дедушки.
Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Консультации специалистов на сайте учреждения.
Обязательное условие успешности социального партнёрства - информированность родителей о результатах деятельности, открытость, отчётность, подведение итогов, поощрение. Мы используем такие формы отчётности: проведение «Дня открытых дверей», показ НОД для родителей, размещение информации о жизни детского сада ежемесячно на сайте детсада.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:
•структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;При организации коррекционно-развивающей среды учитываем:
- •обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
То есть, в учреждении созданы такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной работы были взаимосвязаны.
Рассмотрим те элементы среды, которые отвечают выше перечисленным требованиям:
- Оформление стен групповых комнат и спален различными зрительными тренажёрами.
- Подбор дидактических игр и игрушек для развития сенсорного восприятия дошкольников.
При оформлении групповых комнат, спален, кабинетов учтена возможность размещения зрительных тренажёров: схемы Базарного, различных лабиринтов.
При прохождении лабиринтов используются гимнастические катки; дети с расходящимся косоглазием проходят их ниже уровня глаз, а со сходящимся выше уровня глаз; работа с лабиринтами тренирует мышцы глаза, развивает точность движений, а также способствует коррекции осанки.
Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а так же имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.
Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена, зрительное восприятие у них происходить на суженной сенсорной основе. Вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.
Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы всех педагогов и конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и пособий для развития:
- •Зрительного восприятия;
- •Тактильного восприятия;
- •Слухового восприятия;
- •Обоняния.
В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры.
Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», палочки Кюизенера с цветными альбомами по возрасту детей (используем приём наложения, блоки Дьенеша, различные виды мозаик, конструкторов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.
Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
Дети с нарушением зрения имеют определённую специфику развития. У них наблюдается снижение осязательной чувствительности и моторики пальцев. Вследствие малоподвижности детей в разных видах детской деятельности, у многих отмечаются вялость мышц рук или слишком большая их напряжённость. Поэтому особое внимание мы обращаем на развитие мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Через разные формы двигательной активности ребёнка с нарушением зрения мы стараемся обогатить коррекционно-познавательную и двигательную деятельность. С этой целью нами разработаны комплексы коррекционно-развивающих занятий, которые содержат большое разнообразие движений, пальчиковую и зрительную гимнастику, физкультминутки, дидактические игровые упражнения, досуговые мероприятия. Для этого создаётся предметно- развивающая среда, направленная на развитие общей и мелкой моторики и ориентировку в пространстве. Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазии способствует закреплению успехов ортоптического лечения.
Создание специальных условий для детей
с нарушением зрения
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования.
Для обеспечения доступа в здание образовательного учреждения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья используются -
- Тактильные знаки
- Мнемосхемы
- Поручни
- Наклейки "Жёлтая полоса"
- Беспроводная кнопка вызова
- Стационарный извещатель
- Пандус
Раковины, унитазы для инвалидов
Архитектурная доступность:
1. Возможность беспрепятственного входа и выхода на территорию ДОУ:
расширение входных проемов;
устройство съезда с тротуара (бордюрные пандусы с двух сторон).
2. Возможность беспрепятственного входа и выхода в здание ДОУ:
устройство съезда с тротуара (бордюрные пандусы);
установка пандуса;
расширение входной двери и дверных проёмов ;
устройство кнопки вызова дежурного персонала;
3. Условия для индивидуальной мобильности детей - инвалидов, в том числе:
реконструкция санитарно-гигиенической комнаты (уборной);
установка индивидуальной кабинки с унитазом и поручнем.
- Кабинет психолого-педагогической абилитации детей-инвалидов, состоящего из кабинета учителя - логопеда, кабинета педагога -психолога, сенсорной комнаты.
Тесное взаимодействие специалистов: педагога – психолога, учителя – логопеда – позволяет использовать все имеющееся оборудование в комплексе, осуществлять интегрированные коррекционно – развивающие занятия с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья и другими воспитанниками ДОУ.
Создание специальных образовательных условий в детском саду начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду (вне учебное и учебное пространство) и специальное оборудование. (сенсорная комната)
Применение современных методов оздоровления и здоровьесбережения является необходимой основой в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Одной из современных технологий является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорной комнаты с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.
Темную сенсорную комнату мы используем как дополнительный инструмент в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ с нарушением зрения.
В нашей сенсорной комнате мы создаем условия для тренировки процессов торможения, навыков саморегуляции и расслабления. В зависимости от требуемой направленности воздействия на ЦНС (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.
В релаксационный блок входят мягкое покрытия пола, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками, большие пуфик - кресла с гранулами, расслаблению способствует аромалампа с ультразвуковым распылителем эфирных масел и набором эфирных масел «Букет» 15 запахов, диски спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы. Ребенок в расслабленном состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на доверительную беседу.
Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, используем и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.
Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования. В активационный блок входят: воздушно – пузырьковая колонна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, фиброоптическое волокно для занятий по сенсорно-перцептивному развитию и для стимуляции зрительных ощущений, тактильная фибероптическая панель для стимуляции зрительных, тактильных и слуховых ощущений, пучок фибероптических волокон с боковым свечением и цветными модулями управления, световой стол для рисования песком и песочной анимации с белой подсветкой для развития тактильно – кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации и ловкости, музыкальная игрушка «Skoog music» для стимуляции и развития музыкальных способностей и навыков взаимодействия, проектор «Зебра» с зеркальным шаром «Зебра». Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка. Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.
Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей, генератора запахов со звуками природы и ароматами.
Для работы с детьми с особыми возможностями здоровья в темной сенсорной комнате нами разработаны четыре программы.
Форма проведения и содержание занятий зависит от индивидуальных особенностей и возраста детей. Занятия проводятся в форме игры индивидуально и подгруппами по 2-4 человека.
Участие в федеральной государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы оказало значимое влияние на развитие модели инклюзивного образования в дошкольном учреждении, что рассматривается нами как образовательная инновация.
В нашем детском саду организовано образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов совместно с другими воспитанниками в группах общеразвивающей направленности. Содержание образовательной деятельности и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для детей – инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой инвалида.
Основанием для организации такого обучения является заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. Решение о необходимости прохождения ТПМПК в целях проведения комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания принимается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя ПМПк. Периодичность проведения ПМПк определяется реальными запросами ДОУ на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с особыми образовательными потребностями; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
Психолого-педагогическая и социальная помощь оказывается детям с ОВЗ и детям- инвалидам на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Инклюзивная практика в детском саду осуществляется в течение всей образовательной деятельности:
• индивидуальных занятий с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию;
• активных действий в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка);
• совместной деятельности и игры в микрогруппах с другими детьми;
• приема пищи;
• дневного сна;
• фронтальных занятий;
• организации взаимодействия в детско-родительских группах;
• праздников, конкурсов, экскурсий и т.д.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Для развития творческих способностей ребёнка с ОВЗ и его социальной адаптации в ДОУ организуется его участие в творческих выставках, организуются персональные выставки, поддержка участия детей в конкурсах различного уровня.
Наш детский сад — это огромный мир детства, в котором каждый маленький человек ощущает себя надёжно, комфортно, уютно, чувствует заботу и уважение.
Наш детский сад строит дом, в котором разные дети, здоровые и те, у которых есть определённые проблемы в развитии, учатся понимать друг друга, принимать различия, быть ответственными за тех, кто рядом, учатся жить вместе.
Наш детский сад открывает двери для всех семей, которые хотят, чтобы мир взрослых стал добрее, милосерднее и терпимее. Наш детский сад – сад, в котором ВСЕМ хорошо!