Консультации для родителей
Как развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет
Для чего нужно развивать мелкую моторику?
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования,)- он получает необходимый стимул для развития.
Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!
Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, чтобы ребенок хорошо говорил, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движение пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Сорока – сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа: «Капуста», «Зайчик», «Компот», и т. п.
ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)
ЗАМОК
Сцепим пальчики в замок
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку,
Пустим только мальчика.
Сцепить пальцы двух рук «в замок». на словах «Пустим только...» — ладони разводить в стороны, затем опять быстро соединять.
ГРИБЫ
Мы сегодня рано встали, (Сжимать, разжимать пальцы на обеих руках.)
За грибами в лес пошли. (Сжать кулаки, делать шагающие движения указательным и средним пальцами.)
Грузди, рыжики, волнушки (Сложить пальцы обеих рук в щепоть.)
В кузовочке принесли. (Округлить ладони, соединить обе руки Вместе, прикасаясь мизинцами.)
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ .
Зимой холодной, посмотри, (Соединять последовательно пальцы Вновь появились снегири. обеих рук, начиная с больших.)
А с ними свиристели (Соединять последовательно пальцы К нам в гости прилетели. Обеих рук, начиная с мизинцев.)
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Так же развитию кисти и пальцев способствуют разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
üСобирание мозаик и паззлов
üИгры с пуговицами («Застегни карманчик», «Бусы») ;
üИгры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;
üИгры с прищепками («Солнечные лучики», «Постираем платочки») ;
üИгры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;
üИгры с бусинами, макаронами («Бусы для мамы», «Найди такую же ») ;
üРисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;
üЛепка (лепка из пластилина или соленого теста; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
üИгрыРисование на пескеслужат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Успей заметить о чем молчит подросток
К сведению родителей
Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
Загадки про осенние месяца
Загадки про осенние месяцы
Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет? (Сентябрь)
***
Дождик с неба кап-кап-кап,
Листья желтые кружат.
Всем известно, детворе
Пора в школу в... (сентябре)
***
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (Октябрь)
***
Славна осень листопадом —
Листья кружит ветерком.
Землю влажную тем златом
Покрывает, как ковром.
Без листвы стоят леса,
Стихли птичьи голоса,
В спячку мишка завалился —
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Ветер хмурый тучи гонит
За поля и за луга.
А на тёмном небосводе
Хмуро движется луна.
После солнечной погоды
Сентября и октября
Скоро хмурая природа
Ждёт прибытья... (ноября)
***
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовёт к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)