Сведения об образовательной организации
Основная образовательная программа в соответствии с ФОП ДО
Основная
образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 24 «Дружба» (далее –
Программа) разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом
Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее –
ФОП ДО), с учетом инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» .
Обязательная
часть Программы соответствует федеральной
образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028, ее объем в
соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема Программы и дополнена в необходимом объеме
положениями инновационной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», что позволяет
использовать ее инновационные разработки и приводит к повышению качества
дошкольного образования в Организации.
При
этом, согласно п. 4 ФОП ДО , в случае полного соответствия положений Программы
федеральной программе, эта часть Программы оформляется в виде ссылки на ФОП ДО.
Дополнительные положения, соответствующие инновационной программе «ОТ РОЖДЕНИЯ
ДО ШКОЛЫ», прописаны в тексте Программы либо обозначены в виде ссылок на программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО
ШКОЛЫ».
Такой подход к формированию
Программы реализует выполнение требования Закона об образовании о необходимости обеспечить содержание и
планируемые результаты разработанных образовательными организациями
образовательных программ не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов федеральной программы дошкольного образования и позволяет
утверждать, что Программа обеспечивает содержание и планируемые результаты не
ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной
программы.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений МБДОУ № 24 , составляет не более 40%, включает
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Эта часть, в
соответствии с ФГОС ДО, «может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием
выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик,
форм организации образовательной работы»
Вариативная часть Программы учитывает
образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и ориентирована на:
- специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность;
- на сложившиеся традиции МБДОУ № 24;
- на выбор парциальных образовательных
программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива и МБДОУ № 24 в целом.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, направлена на развитие детей в одной или
нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных
практиках. Эта часть, в том числе предусматривает включение воспитанников в
процесс ознакомления с региональными особенностями города Ялты. Основной целью
работы является формирование целостных представлений о городе, в котором живут
дети, через решение следующих задач:
•
приобщение к истории возникновения родного
города (улицы, парки, скверы);
•
знакомство со знаменитыми людьми города;
•
формирование представлений о
достопримечательностях родного города и района, его символах;
•
воспитание любви к родному дому, семье, уважения
к родителям и их труду;
•
формирование и развитие познавательного интереса
к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, районе;
•
формирование представлений о животном и
растительном мире города, о Красной книге;
•
ознакомление с районом где расположен детский
сад, его историей и достопримечательностями.
Часть Программы, формируемая участниками
образовательных отношений, учитывает современную социокультурную ситуацию
развития ребенка:
•
открытость окружающего мира и доступность его
познания для ребенка, больше источников информации (телевидение, интернет,
большое количество игр и игрушек).
•
культурная неустойчивость окружающего мира,
смешение культур в совокупности с многоязычностью, противоречивость
предлагаемых разными культурами образцов поведения и образцов отношения к
окружающему миру;
•
сложность и быстрая изменяемость окружающей среды
с технологической точки зрения, формирование уже на этапе дошкольного детства
универсальных, комплексных качеств личности ребенка;
•
понимание ребенком важности и неважности
(второстепенности) информации, отбор содержания дошкольного образования,
усиление роли взрослого в защите ребенка от негативного воздействия излишних
источников познания;
•
агрессивность окружающей среды и ограниченность
механизмов приспособляемости человеческого организма к быстро изменяющимся
условиям, наличие многочисленных вредных для здоровья факторов, негативное
влияние на здоровье детей как физическое, так и психическое.
•
роль инклюзивного образования, влияние на
формирование у детей норм поведения, исключающих пренебрежительное отношение к
детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Реализация Программы предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов
ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
Программа учитывает особенности образовательной деятельности
МБДОУ № 24, образовательных потребностей и интересов воспитанников и запросы
родителей (законных представителей). В программе учтены региональные
особенности дошкольного образования, отраженные в Региональной парциальной
программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в
Республике Крым «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» /Авт.-сост.: Мухоморина Л.Г., Кемилева Э.Ф.
и др.- Симферополь: Издательство «Наша школа» 2017.- 64 с. С включением
парциальных программ « Юный эколог» С.Н.Николаева,- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-208с.
«Математика в детском саду» В.П. Новикова, «Цветные Ладошки» И.А.Лыкова.-М.: ИД
«Цветной мир»,2018-144с., УМК «Игралочка». Практический курс математики для
дошкольников. Л.Г. Петерсон,Е.Е. Кочемасова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2017.-208с., Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий».
Программа является основой для преемственности уровней
дошкольного и начального общего образования.
Программа представляет собой учебно-методическую
документацию, в
состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее – Программа воспитания), примерный режим и распорядок дня
дошкольных групп, календарный план
воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
В Программе содержится целевой, содержательный
и организационный
разделы.
В целевом разделе Программы представлены: цели,
задачи,
принципы ее
формирования; планируемые результаты освоения
Программы в
младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе
завершения
освоения Программы; характеристики
особенностей
развития детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, подходы к
педагогической
диагностике планируемых результатов.
Содержательный
раздел Программы включает задачи и
содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное,
познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной
деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического
коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее ‒ КРР) с детьми
дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями (далее ‒ ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит
Рабочая программа
воспитания,
которая
раскрывает задачи и направления
воспитательной
работы, предусматривает приобщение детей к российским
традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание
психолого-педагогических
и кадровых условий реализации
Программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) в МБДОУ № 24; материально-техническое обеспечение Программы,
обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания.
Раздел включает перечни художественной литературы,
музыкальных
произведений, произведений изобразительного искусства для
использования в
образовательной работе в разных возрастных группах, а также
перечень
рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в
дошкольных группах, календарный план
воспитательной работы.