Инклюзивное образование

01.04.2021

Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: в чем польза?

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ  

   Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

   Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

   Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

   Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.

 Организация инклюзивного образования   по ФГОС

   Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

   Традиционно выделяется 7 принципов работы:

1.   Обеспечить индивидуальность подхода;

2.   Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;

3.   Включать в процесс всех участников;

4.   Использовать междисциплинарность в образовании;

5.   Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;

6.   Взаимодействовать с семьёй;

7.   Развивать образовательную модель детского сада.

   Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.

   Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей. 

Смотреть

Акция "Протянем руку добра" в рамках Декады инклюзивного образования.

Акция флешмоб "Мы разные - мы равные" #Зажгисиним

02.04.2021

Акция флешмоб "Мы разные - мы равные"

#Зажгисиним


Флешмоб "Люди, которым нужно наше внимание" В рамках декады инклюзивного образования. #МывсеравныМывсеразные

08.04.2021


Зажги синим 2022

01.04.2022

Содержание инклюзивного образования

06.04.2022

Инклюзивное образование направлено на создание модели комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ОП ДО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся (воспитанников), их социальную адаптацию через обеспечение следующих условий: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно - развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода, групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Тем самым предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесс.

Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ООП (особыми образовательными потребностями: ОВЗ, ИНВ, одаренные дети и др.) в условиях ДО, направленного:

  • включение в социальную среду (адаптация);
  • всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психофизических недостатков.

2022-04-08


Технология воспитания и образования детей в рамках инклюзивной практики характеризуется личностно - ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого - педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Задачи диагностического модуля:

  • выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении ОП ДО, с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;
  • определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении ОП ДО.

Диагностическая работа включает:

  •   своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;
  •   раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  •   комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога);
  •   определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с особыми образовательными потребностями, выявление его резервных возможностей;
  •   изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  •   изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
  •   изучение уровня социализации ребёнка с  особыми образовательными потребностями;
  •   подготовка документов для направления ребенка в ПМПК;
  •   системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка.

Коррекционно - развивающий модуль.Хочу такой сайт

Задачи коррекционно-развивающего модуля:Хочу такой сайт

  • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
  • оптимизация воспитательно – образовательного процесса за счет проектирования,  внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ;
  • определить содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми ОП ДО;
  • разработать индивидуальный образовательный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребёнка или АОП.

Индивидуальный образовательный маршрут или АОП разрабатывается на основе следующих документов:

  • нормативно-правовых документов, локальных актов ДО;
  •  данных индивидуального учета результатов освоения ОП ДО;
  • письменное согласие родителей (законных представителей);
  •  заключение ПМПК и ППк;
  • комплекс рекомендаций специалистов коррекционного блока по преодолению трудностей.
    Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание психолого-педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Оздоровительно - профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.

Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля:

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
  • обеспечить медико - педагогического сопровождении детей.
    Социально - педагогический модуль нацелен на 
  • повышение уровня профессионального образования педагогов;
  • организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность (Консультативный Центр и Родительский клуб «Счастливый родители»).

 Задачи социально-педагогического модуля:

  • повышение  профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
  • совершенствование взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Результаты коррекционной работы

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ ОП ДО.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации АОП или ИМС, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении ОП ДО. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ОП ДО из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практико-ориентированных навыков.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

05.05.2021

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. 

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно,  У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов. 

- В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

IMG20240117104748.jpgIMG20240117095823.jpg



Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. 

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. 

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют занятия.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

DSC_7680.jpg

06.04.2024

2Yz8fdudTRg.jpg

В целях воспитания толерантного отношения друг к другу в нашем детском саду была проведена акция "Зажги синим" Нам необходимо расширять представления детей об особенностях здоровья и разнообразии в восприятии мира. В конце все дети запустили синие бумажные самолётики которые сделали самостоятельно ✈

Просмотров всего: , сегодня:

06.04.2024

0oxRzgYiE6I.jpg

Вот такой шедевр, у нас получился ☺ Коллективная работа родителей и детей " Мир один на всех"

Просмотров всего: , сегодня:

06.04.2024

8PTiRVK8Du8.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

02.04.2023

синий.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

25.03.2022

Просмотров всего: , сегодня:

11.04.2019

DSCN3866.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».