Инклюзивное образование
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: в чем польза?
Актуальность инклюзивного образования в ДОУ
Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.
Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.
Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.
Организация инклюзивного образования по ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Традиционно выделяется 7 принципов работы:
1. Обеспечить индивидуальность подхода;
2. Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;
3. Включать в процесс всех участников;
4. Использовать междисциплинарность в образовании;
5. Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;
6. Взаимодействовать с семьёй;
7. Развивать образовательную модель детского сада.
Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.
Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей.
Акция "Протянем руку добра" в рамках Декады инклюзивного образования.
Акция флешмоб "Мы разные - мы равные" #Зажгисиним
Флешмоб "Люди, которым нужно наше внимание" В рамках декады инклюзивного образования. #МывсеравныМывсеразные
Зажги синим 2022
Содержание инклюзивного образования
Инклюзивное образование направлено на создание модели комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ОП ДО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся (воспитанников), их социальную адаптацию через обеспечение следующих условий: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно - развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода, групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Тем самым предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесс.
Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ООП (особыми образовательными потребностями: ОВЗ, ИНВ, одаренные дети и др.) в условиях ДО, направленного:
- включение в социальную среду (адаптация);
- всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
- коррекцию его психофизических недостатков.
Технология воспитания и образования детей в рамках инклюзивной практики характеризуется личностно - ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого - педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.
Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ
Задачи диагностического модуля:
- выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении ОП ДО, с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;
- определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении ОП ДО.
Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;
- раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога);
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с особыми образовательными потребностями, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
- изучение уровня социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями;
- подготовка документов для направления ребенка в ПМПК;
- системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка.
Коррекционно - развивающий модуль.
Задачи коррекционно-развивающего модуля:
- определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
- оптимизация воспитательно – образовательного процесса за счет проектирования, внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ;
- определить содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми ОП ДО;
- разработать индивидуальный образовательный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребёнка или АОП.
Индивидуальный образовательный маршрут или АОП разрабатывается на основе следующих документов:
- нормативно-правовых документов, локальных актов ДО;
- данных индивидуального учета результатов освоения ОП ДО;
- письменное согласие родителей (законных представителей);
- заключение ПМПК и ППк;
- комплекс рекомендаций специалистов коррекционного блока по преодолению трудностей.
Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание психолого-педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.
Оздоровительно - профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.
Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.
Задачи оздоровительно-профилактического модуля:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
- обеспечить медико - педагогического сопровождении детей.
Социально - педагогический модуль нацелен на - повышение уровня профессионального образования педагогов;
- организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность (Консультативный Центр и Родительский клуб «Счастливый родители»).
Задачи социально-педагогического модуля:
- повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
- совершенствование взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.
Результаты коррекционной работы
Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ ОП ДО.
Динамика развития детей отслеживается по мере реализации АОП или ИМС, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении ОП ДО. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ОП ДО из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практико-ориентированных навыков.
Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании
Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании
Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития.
Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно, У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов.
- В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.
Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.
Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.
При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике.
Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют занятия.
У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.