Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС: в чем польза?

Актуальность инклюзивного образования в ДОУ  

   Дети с инвалидностью — физической или ментальной — традиционно оказывались изолированы и, соответственно, лишены шагов по интеграции в среду. Специальные учреждения чаще создавали и расширяли разрыв между “больной” и “здоровой” частью общества.

   Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС предлагает путь объединённости. Обучать каждого ребенка взаимодействию, помогать преодолевать сложности в развитии — признак гуманного общества, которое уважает всех своих участников. А потому важно позаботиться, чтобы такое образование стало всюду используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.

   Количество детей с тем или иным видом инвалидности в России по данным Росстата за последние 30 лет значительно выросло и продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование — значит давать детям шанс стать частью общества, развить таланты, социализироваться.

   Озвучиваются разные подходы понимания инклюзивности, при этом исследователи темы разделяют основной посыл: детям с физическими и психическими особенностями важно контактировать с другими детьми. Такое общение полезно для всех: исследования показывают, что уровень эмпатии у детей в смешанных инклюзивных группах выше.

 Организация инклюзивного образования   по ФГОС

   Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

   Традиционно выделяется 7 принципов работы:

1.   Обеспечить индивидуальность подхода;

2.   Поддерживать самостоятельную активность ребёнка;

3.   Включать в процесс всех участников;

4.   Использовать междисциплинарность в образовании;

5.   Варьировать методы в ходе обучения и воспитания;

6.   Взаимодействовать с семьёй;

7.   Развивать образовательную модель детского сада.

   Изначально принцип инклюзивности использовался в порядке эксперимента в некоторых школах России. Результаты внедрения говорят об успешности практики. Дошкольное инклюзивное образование готовит к школе и расширяет возможности детей с инвалидностью, ранее имевших доступ только к специальным учреждениям.

   Однако такое обучение — серьёзный вызов. Организация инклюзивного образования в ДОУ согласно ФГОС — процесс, требующий перестройки всей системы образования. И, что не менее важно, перестройки в головах у людей. 

Смотреть

Акция "Протянем руку добра" в рамках Декады инклюзивного образования.

Акция флешмоб "Мы разные - мы равные" #Зажгисиним

Акция флешмоб "Мы разные - мы равные"

#Зажгисиним


Флешмоб "Люди, которым нужно наше внимание" В рамках декады инклюзивного образования. #МывсеравныМывсеразные


Зажги синим 2022

Содержание инклюзивного образования

Инклюзивное образование направлено на создание модели комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении ОП ДО, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся (воспитанников), их социальную адаптацию через обеспечение следующих условий: компетентность и соблюдение принципов взаимосвязи в работе специалистов, взаимодействие с родителями; учет закономерностей развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей; соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность; организацию предметно - развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка; сочетание индивидуального подхода, групповых форм работы; ориентация на позитив в поведении и характере ребенка. Тем самым предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесс.

Создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ООП (особыми образовательными потребностями: ОВЗ, ИНВ, одаренные дети и др.) в условиях ДО, направленного:
Хочу такой сайт

  • включение в социальную среду (адаптация);
  • всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
  • коррекцию его психофизических недостатков.

2022-04-08


Технология воспитания и образования детей в рамках инклюзивной практики характеризуется личностно - ориентированным подходом к ребенку, использованием таких видов психолого - педагогической деятельности, как поддержка, помощь, адаптация, коррекция и развитие.

Структура системы коррекционной работы включает взаимосвязанные диагностический, коррекционно-развивающий, оздоровительно-профилактический, социально-педагогический модули. Модульный принцип позволяет вносить своевременные изменения в процесс реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Диагностический модуль рассчитан на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ

Задачи диагностического модуля:

  • выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие у ребёнка при освоении ОП ДО, с целью определения содержания и методов коррекционного воздействия;
  • определить причины трудностей, возникающих у ребёнка при освоении ОП ДО.

Диагностическая работа включает:

  •   своевременное выявление детей с особыми образовательными потребностями;
  •   раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в ДО) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  •   комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля (результаты медицинского исследования, результаты диагностики учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога);
  •   определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с особыми образовательными потребностями, выявление его резервных возможностей;
  •   изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
  •   изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
  •   изучение уровня социализации ребёнка с  особыми образовательными потребностями;
  •   подготовка документов для направления ребенка в ПМПК;
  •   системный контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка.

Коррекционно - развивающий модуль.

Задачи коррекционно-развивающего модуля:Хочу такой сайт

  • определить необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы;
  • оптимизация воспитательно – образовательного процесса за счет проектирования,  внедрения специфических форм работы и видов детской деятельности с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ;
  • определить содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми ОП ДО;
  • разработать индивидуальный образовательный маршрут психолого – педагогического сопровождения ребёнка или АОП.

Индивидуальный образовательный маршрут или АОП разрабатывается на основе следующих документов:

  • нормативно-правовых документов, локальных актов ДО;
  •  данных индивидуального учета результатов освоения ОП ДО;
  • письменное согласие родителей (законных представителей);
  •  заключение ПМПК и ППк;
  • комплекс рекомендаций специалистов коррекционного блока по преодолению трудностей.
    Коррекционно-развивающий модуль обеспечивает создание психолого-педагогических условий для коррекции и профилактики нарушений в развитии ребенка с ОВЗ на основе комплексных диагностических данных.

Оздоровительно - профилактический модуль предполагает проведение индивидуальных профилактических мероприятий в соответствии с имеющимися условиями.

Медико-педагогическое сопровождение за развитием ребёнка с ОВЗ осуществляется по плану профилактической работы учреждения.

Задачи оздоровительно-профилактического модуля:

  • создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
  • обеспечить медико - педагогического сопровождении детей.
    Социально - педагогический модуль нацелен на 
  • повышение уровня профессионального образования педагогов;
  • организацию социально-педагогической помощи детям и их родителям, консультативную деятельность (Консультативный Центр и Родительский клуб «Счастливый родители»).

 Задачи социально-педагогического модуля:

  • повышение  профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, их взаимодействие в образовательном пространстве;
  • совершенствование взаимодействия с семьёй ребёнка с ОВЗ и социальными партнёрами.

Результаты коррекционной работы

Итоговые и промежуточные результаты коррекционной работы ориентируются на освоение детьми с ОВЗ ОП ДО.

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации АОП или ИМС, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении ОП ДО. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ОП ДО из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке ПМПК, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практико-ориентированных навыков.

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: с нарушениями слуха, зрения и речи, опорно-двигательной системы, задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. 

Задача воспитателя – помочь дошкольникам с ОВЗ осознать, что они могут наравне со всей группой расти и одерживать новые победы. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. Большинство детей, как и нормативный ребёнок, к трём годам им дома становится скучно,  У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов. 

- В ходе работы выяснилось, что мы совсем не готовы к решению педагогических задач в данных обстоятельствах, и возникла необходимость поиска путей его решения, - говорится в материале.

Педагоги отобрали индивидуальные и групповые формы взаимодействия с детьми, при которых обучение базируется на партнёрских взаимоотношениях с воспитанниками.

IMG20240117104748.jpgIMG20240117095823.jpg



Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. 

При отборе материала для дошкольников с нарушениями зрения учитываются величина предмета и контрастность цветов. Для слепых и слабовидящих детей проводятся занятия по ориентированию в пространстве, мимике и пантомимике. 

Дети с ЗПР с трудом концентрируются и самостоятельно делают задания. Для таких дошкольников потихоньку усложняют занятия.

У детей с повреждениями опорно-двигательной системы встречаются нарушения слуха и зрения, интеллекта и речи и наблюдаются судорожные симптомы. При отборе обучающего материала предпочтение отдаётся предметам с выраженной тактильной поверхностью.

DSC_7680.jpg

06.04.2024

Толерантное отношение друг к другу

В целях воспитания толерантного отношения друг к другу в нашем детском саду была проведена акция "Зажги синим" Нам необходимо расширять представления детей об особенностях здоровья и разнообразии в восприятии мира. В конце все дети запустили синие бумажные самолётики которые сделали самостоятельно ✈
Подробнее
06.04.2024

Работа с родителями "Зажги синим"

Вот такой шедевр, у нас получился ☺ Коллективная работа родителей и детей " Мир один на всех"
Подробнее
06.04.2024

Зажги синим 2024

Подробнее
02.04.2023

Зажги синим

Подробнее
25.03.2022

Декада инклюзивного образования 2022

Подробнее
11.04.2019

Зажги синим

Подробнее

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.