Деятельность специалистов психолого-педагогической службы в реализации социально - педагогического модуля

Председатель ППк

Ведение документации, подготовка проведение заседаний ППк. Руководство процессом сопровождения.


Воспитатель
Планирует и организует работу с учетом результатов диагностики, заключения ПМПК, организует образовательную деятельность в соответствии с определенным этапом коррекционной деятельности, проводит индивидуальную работу с учетом рекомендаций специалистов ППк и ПМПК, создает ПРС, проводит работу с родителями.Хочу такой сайт


Учитель-логопед

Комплексная диагностика речевого развития детей, проведение коррекционных занятий, готовит документы для направления ребенка на ПМПК, участие в проектировании ПРС, участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ, оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями ребенка, обеспечивает полное или частичное устранение речевых нарушений, оформление речевых карт.


Педагог-психолог

Комплексная диагностика развития детей на разных возрастных этапах (выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития), составление психолого – педагогических заключений, участие в проектировании ПРС, участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ, оказание помощи при затруднениях, связанных с особенностями ребенка, формирование психологической культуры и компетентности у педагогов и родителей, оказание помощи в планировании, оказание психологической помощи, работа с детьми в период их адаптации. готовит документы для направления ребенка на ПМПК

Организация и осуществление коррекционной помощи. Разработка и оформление рекомендаций для родителей и педагогов.


Музыкальный руководитель 
Планирует и организует работу с учетом результатов диагностики, заключения ПМПК, организует образовательную деятельность в соответствии с определенным этапом коррекционной деятельности, проводит индивидуальную работу с учетом рекомендаций специалистов коррекционного блока, создает ПРС, проводит работу с родителями.


Слайд3.jpg

В детском саду действует система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями, представленная в Модели инклюзивного образования.Слайд6.jpg

Как только воспитатель выявляет особенности в развитии у ребенка (по результатам обследования нервно-психического развития/по результатам мониторинга освоения ООП ДО/ по результатам адаптации ребенка к условиям ДОУ, по результатам наблюдений за поведением ребенка), он знакомит родителей с результатами обследования и предлагает получить консультации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, педагога-психолога). Важно, что инициатором может стать и родитель.

Воспитатель записывает ребенка на заседание ППк в «Журнале записи воспитанников на ППк». После чего специалисты при письменном согласии родителя (законного представителя) проводят комплексную диагностику.

Как действует Консилиум?

Далее родитель приглашается на заседание Консилиума, на котором рассматриваются результаты комплексного обследования ребенка, определяются дальнейшие действия психолого-педагогического сопровождения:

  • консилиум рекомендует воспитателю сопровождать ребенка на основании индивидуального образовательного маршрута с включением родителей в образовательную деятельность;
  • консилиум предлагает родителям (законным представителям) пройти Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию с целью определения специальных условий для получения ребенком дошкольного образования.

Важно! Решение Консилиума фиксируется в коллегиальном заключении.

Каковы дальнейшие действия родителя?

После того, как родитель приносит в детский сад коллегиальное заключение ТПМПК (если ребенок-инвалид, то родитель приносит справку МСЭ и ИПРА), он заполняет письменное заявление на обучение по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования, рекомендуемой ТПМПК. Издается приказ на обучение ребенка по АОП ДО в группе комбинированной направленности. Для ребенка - инвалида, приказ о невзимании родительской платы. 

Слайд5.jpg

Следующий наш шаг - это создание для него специальных условий.

Какие условия для сопровождения ребенка с ОВЗ мы создаем?

Во-первых, кадровые условия мы уже создали. Все воспитатели комбинированных групп - это педагоги, имеющие курсы повышения квалификации по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования", первую или высшую квалификационные категории. 

Слайд4.jpg

Во - вторых, это психолого-педагогические условия.

Следующий шаг - разработка Программы. Специалисты службы психолого-педагогического сопровождения, рекомендуемые  ТПМПК, диагностируют ребенка и совместно с воспитателями  разработают Адаптированную образовательную программу дошкольного образования для ребенка в соответствии с нозологической группой на основании примерной Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с определенной нозологией, основной образовательной программы дошкольного образования, примерных комплексных программ и методических рекомендаций.Хочу такой сайт

Важно! АОП ДО мы рассматриваем на заседании ППк, знакомим  родителей (законных представителей), которые обязательно присутствуют на заседании. Заранее составляется график, согласовав время с родителями (законным представителями). Родителей знакомят с индивидуальным учебным планом ребенка, с расписанием занятий, при желании, родители могут присутствовать на занятии специалистов.

Инструментом реализации АОП ДО являются индивидуальные образовательные маршруты, которые включены в АОП ДО. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатывает каждый педагог, сопровождающий ребенка, в том числе и воспитатель. В маршрут включены задачи (по образовательным областям - у воспитателей, по направлениям - у специалистов), содержание работы (игры и упражнения), сроки реализации, отметка о результатах.

Следующий шаг - профессиональная коррекция нарушений.

Профессиональную коррекцию нарушений в развитии ребенка с ОВЗ узкие специалисты проводят в соответствии с содержанием п. 3.4 АОП ДО, учебным планом и расписанием занятий.  

В работе с детьми с ОВЗ проводятся систематические индивидуальные и подгрупповые занятия:

  • учителем-логопедом - по профессиональной коррекции всех компонентов речи;
  • педагогом–психологом – по развитию познавательных процессов, зрительно-пространственного восприятия, регуляторной и эмоционально-личностной сфер, расширению зоны ближайшего развития, коммуникативных навыков.

Вся коррекционно-развивающая деятельность проводится в тесном сотрудничестве специалистов с воспитателями. Каждый специалист заводит тетрадь взаимодействия, в которой ежедневно или еженедельно фиксирует игры и упражнения коррекционно-развивающего характера, которые необходимо закрепить с ребенком.

В чем состоит работа воспитателя?

Воспитатели в соответствии с ИОМом проводят с ребенком с ОВЗ индивидуальную и подгрупповую работу по отработке задач той образовательной области, в которой ребенок испытывает трудности.

Задачи образовательных областей, которые ребенок усваивает наравне с физиологически сохранными сверстниками, воспитатель отрабатывает фронтально. Это занятия по изобразительной (лепка, аппликация, рисование) и конструктивно-модельной деятельности. Но если ребенок испытывает трудности в усвоении необходимых умений и навыков на данных занятиях, то воспитатель закрепляет их в индивидуальной работе. 

IMG20240227100430.jpg

Также фронтально проводятся занятия по музыкальной деятельности и по физической культуре (если не рекомендована адаптивная физкультура).Слайд31.jpg

Одной из важнейших задач в работе воспитателя является успешная социализация детей с ОВЗ в среде сверстников. Этому воспитатели уделяют особое внимание. Ежедневно создают для детей с ОВЗ ситуацию успешности.

uwT1tv0c5DE.jpg

Применяя социо-игровую технологию, педагоги создают  условия для работы детей  в малых группах, умению договариваться, помогать и поддерживать друг друга, постоянно сменяют состав команд, ставят в позицию лидера ребенка с ОВЗ, повышая статус его успешности в глазах сверстников.

Включают детей с ОВЗ  в совместные сюжетно – ролевые или режиссерские игры, Слайд33.jpg
 
в совместное экспериментирование,в создание детских проектов,4rsZtog6MwI.jpgв театрализованную деятельность,Слайд14.jpgв подвижные игры, игры-эстафеты,спортивные праздникиOv_pRT-l1j4.jpg

в квест-игры и другие формы работы с детьми.IMG20240215095256.jpg

Какая роль отводится родителям детей с ОВЗ?

Огромная работа проводится воспитателями комбинированных групп с родителями не только детей с ОВЗ, но и родителями детей с нормальным развитием для повышения их компетентности в вопросах инклюзивного образования и повышения их уровня толерантности. Педагоги проводят родительские собрания в интерактивных формах: семинарах-практикумах, мастер-классах, деловых игр, играх-путешествиях, тренингах, организуют чаепития. 


IMG20240306153617.jpg
Родители детей с ОВЗ активно включаются в образовательную деятельность: участвуют совместно с ребенком в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в театрализованных постановках, акциях, конкурсах, в пополнении развивающей предметно-пространственной среды. Выполняя домашние задания, которые дают им специалисты и воспитатели, родители отрабатывают с ребенком те умения и навыки, которые необходимо закрепить, таким образом мы действуем в единой линии развития ребенка, приближаясь к планируемым результатам Программы.

Третье обязательное условие - это создание развивающей предметно-пространственной среды

В соответствии с нозологией ребенка в группе для него создается специальная развивающая предметно-пространственная среда.

Слайд25.jpgСлайд29.jpg

Еще одно обязательное условие - это создание материально-технического обеспечения.

Это создание безбарьерной доступной среды, приобретение необходимых средств обучения, в том числе технических, специализированной мебели и учебно-методических пособий.  Более подробно о том, что у нас создано, Вы можете на нашем сайте в разделе Доступная среда.

IMG20240227114356.jpg

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.