: «Рекомендации логопеда для развития фонематических процессов дошкольников дома».
Фонематическое восприятие –это способность находить, воспроизводить, различать звуки речи: другими словами, это – речевой слух. Практика логопедической работы подтверждает, что развитые фонематические процессы — важное условие успешного становления речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух, то есть не дифференцирует, близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной речевой нормы. Чем больше дошкольник не дифференцирует звуков, тем больше слов он не может произнести правильно, а словарный запас и грамматический строй речи заметно отстают от возрастной нормы. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Интересные и простые упражнений для развития фонематических процессов дошкольников с речевыми нарушениями можно и нужно проводить дома. Только стоит придерживаться главного правила: «С ребёнком мы не просто занимаемся, а играем». Если малыш не сразу справляется с заданиями игры, не спешите от неё отказываться, через некоторое время вернитесь к ней, приведите примеры, ещё раз объясните. В играх постепенно вводите новые слова, но обязательно объясняйте их значение. В некоторые из них, можно играть, не отрываясь от домашних дел. В другие, желательно, когда собирается вечером вся семья и несколько человек могут принять в ней участие. Для таких игр не требуются специальные пособия и их подготовка не будет родителям в тягость. А ребятам будет очень интересно и приятно играть со своими родными, закрепляя в кругу семьи необходимые речевые умения.
Игры в кругу семьи
Поймай нужный звук.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры:
Ведущий просит внимательно послушать и «поймать ладошками» заданный звук, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит необходимый звук. Ведущий сначала произносит отдельные звуки, а затем усложняет задание, называя слоги и слова, периодически включая в них нужную фонему.
Например, определяем [c]: а, и, С, м, н, к, р, С, з, С, в, С;
Са, па, но, Со, Сы, ты, ка, ла; ноС, моСт, пол, лом и т.п.
Подбери слово.
Цель: развитие фонематического слуха, фантазии, внимания и памяти.
Ход игры:
Один из игроков загадывает любой звук. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.
Цепочка слов.
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря, развитие фантазии и памяти.
Ход игры:
Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только одежду, съедобное или игрушки и т.п. Тем самым будет расширяться словарный запас и умение подбирать обобщающие понятия.
В результате может получиться: каша-арбуз – слойка – ананас – слива и т.д.
Найди общий звук.
Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать умение детей определять звуковой состав слов, мышление.
Ход игры:
Взрослый произносит от 3 и более слов, просит определить, какой звук повторяется во всех этих словах. Для начала, необходимо произносить короткие слова, а нужный звук произносить утрированно, тем самым помогая ребёнку.
Например: сок, нос, сын; сумка, стакан, кусок и др.
Найди место звука в слове.
Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.
Ход игры:
Это упражнение подходит детям, которые могут определить какие звуки слышатся в словах. Взрослым следует нарисовать (найти картинку) рыбки (длиной примерно 5-7 см) или домик с тремя окошками, расположенными рядом по горизонтали. Взрослый: «Я называю слово, а ты определи, где в этом слове слышится звук [c]? Если в начале слова, то положи фишку (конфетку, пуговицу и т.д.) на голову рыбке, если в середине слова – на туловище, если в конце слова – на хвостик. Аналогично играем с домиком: первое окошко слева – начало слова, второе окошко – середина слова, а третье окошко – конец слова. Выполнять задание, желательно, с устным объяснением ребёнка. Например: «В слове «стакан» звук [c] слышится в начале слова» и т.д.
Подбери слово к схеме.
Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.
Ход игры:
Эта игра проводится на основе пособий из предыдущей игры. Только в данной игре, взрослый выкладывает схему в виде рыбки или домика и меняя положение фишки, просит ребёнка придумать или вспомнить слова с заданным звуком (фишка указывает положение звука в слове).
Консультация для родителей и воспитателей: «Рекомендации логопеда для развития фонематических процессов дошкольников дома».
Фонематическое восприятие –это способность находить, воспроизводить, различать звуки речи: другими словами, это – речевой слух. Практика логопедической работы подтверждает, что развитые фонематические процессы — важное условие успешного становления речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух, то есть не дифференцирует, близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной речевой нормы. Чем больше дошкольник не дифференцирует звуков, тем больше слов он не может произнести правильно, а словарный запас и грамматический строй речи заметно отстают от возрастной нормы. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Интересные и простые упражнений для развития фонематических процессов дошкольников с речевыми нарушениями можно и нужно проводить дома. Только стоит придерживаться главного правила: «С ребёнком мы не просто занимаемся, а играем». Если малыш не сразу справляется с заданиями игры, не спешите от неё отказываться, через некоторое время вернитесь к ней, приведите примеры, ещё раз объясните. В играх постепенно вводите новые слова, но обязательно объясняйте их значение. В некоторые из них, можно играть, не отрываясь от домашних дел. В другие, желательно, когда собирается вечером вся семья и несколько человек могут принять в ней участие. Для таких игр не требуются специальные пособия и их подготовка не будет родителям в тягость. А ребятам будет очень интересно и приятно играть со своими родными, закрепляя в кругу семьи необходимые речевые умения.
Поймай нужный звук.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Ход игры:
Ведущий просит внимательно послушать и «поймать ладошками» заданный звук, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит необходимый звук. Ведущий сначала произносит отдельные звуки, а затем усложняет задание, называя слоги и слова, периодически включая в них нужную фонему.
Например, определяем [c]: а, и, С, м, н, к, р, С, з, С, в, С;
Са, па, но, Со, Сы, ты, ка, ла; ноС, моСт, пол, лом и т.п.
Подбери слово.
Цель: развитие фонематического слуха, фантазии, внимания и памяти.
Ход игры:
Один из игроков загадывает любой звук. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.
Цепочка слов.
Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря, развитие фантазии и памяти.
Ход игры:
Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только одежду, съедобное или игрушки и т.п. Тем самым будет расширяться словарный запас и умение подбирать обобщающие понятия.
В результате может получиться: каша-арбуз – слойка – ананас – слива и т.д.
Найди общий звук.
Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать умение детей определять звуковой состав слов, мышление.
Ход игры:
Взрослый произносит от 3 и более слов, просит определить, какой звук повторяется во всех этих словах. Для начала, необходимо произносить короткие слова, а нужный звук произносить утрированно, тем самым помогая ребёнку.
Например: сок, нос, сын; сумка, стакан, кусок и др.
Найди место звука в слове.
Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.
Ход игры:
Это упражнение подходит детям, которые могут определить какие звуки слышатся в словах. Взрослым следует нарисовать (найти картинку) рыбки (длиной примерно 5-7 см) или домик с тремя окошками, расположенными рядом по горизонтали. Взрослый: «Я называю слово, а ты определи, где в этом слове слышится звук [c]? Если в начале слова, то положи фишку (конфетку, пуговицу и т.д.) на голову рыбке, если в середине слова – на туловище, если в конце слова – на хвостик. Аналогично играем с домиком: первое окошко слева – начало слова, второе окошко – середина слова, а третье окошко – конец слова. Выполнять задание, желательно, с устным объяснением ребёнка. Например: «В слове «стакан» звук [c] слышится в начале слова» и т.д.
Подбери слово к схеме.
Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.
Ход игры:
Эта игра проводится на основе пособий из предыдущей игры. Только в данной игре, взрослый выкладывает схему в виде рыбки или домика и меняя положение фишки, просит ребёнка придумать или вспомнить слова с заданным звуком (фишка указывает положение звука в слове).