Фонематическое восприятие –это способность находить, воспроизводить, различать звуки речи: другими словами, это – речевой слух. Практика логопедической работы подтверждает, что развитые фонематические процессы — важное условие успешного становления речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух, то есть не дифференцирует, близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной речевой нормы. Чем больше дошкольник не дифференцирует звуков, тем больше слов он не может произнести правильно, а словарный запас и грамматический строй речи заметно отстают от возрастной нормы. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Интересные и простые упражнений для развития фонематических процессов дошкольников с речевыми нарушениями можно и нужно проводить дома. Только стоит придерживаться главного правила: «С ребёнком мы не просто занимаемся, а играем». Если малыш не сразу справляется с заданиями игры, не спешите от неё отказываться, через некоторое время вернитесь к ней, приведите примеры, ещё раз объясните. В играх постепенно вводите новые слова, но обязательно объясняйте их значение. В некоторые из них, можно играть, не отрываясь от домашних дел. В другие, желательно, когда собирается вечером вся семья и несколько человек могут принять в ней участие. Для таких игр не требуются специальные пособия и их подготовка не будет родителям в тягость. А ребятам будет очень интересно и приятно играть со своими родными, закрепляя в кругу семьи необходимые речевые умения.

01.01.2017

Игры в кругу семьи

Поймай нужный звук.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры:

Ведущий просит внимательно послушать и «поймать ладошками» заданный звук, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит необходимый звук. Ведущий сначала произносит отдельные звуки, а затем усложняет задание, называя слоги и слова, периодически включая в них нужную фонему.

Например, определяем [c]: а, и, С, м, н, к, р, С, з, С, в, С;

Са, па, но, Со, Сы, ты, ка, ла; ноС, моСт, пол, лом и т.п.

Подбери слово.

Цель: развитие фонематического слуха, фантазии, внимания и памяти.

Ход игры:

Один из игроков загадывает любой звук. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

Цепочка слов.

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря, развитие фантазии и памяти.

Ход игры:

Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только одежду, съедобное или игрушки и т.п. Тем самым будет расширяться словарный запас и умение подбирать обобщающие понятия.

В результате может получиться: каша-арбуз – слойка – ананас – слива и т.д.



Найди общий звук.

Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать умение детей определять звуковой состав слов, мышление.

Ход игры:

Взрослый произносит от 3 и более слов, просит определить, какой звук повторяется во всех этих словах. Для начала, необходимо произносить короткие слова, а нужный звук произносить утрированно, тем самым помогая ребёнку.

Например: сок, нос, сын; сумка, стакан, кусок и др.



Найди место звука в слове.

Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.

Ход игры:

Это упражнение подходит детям, которые могут определить какие звуки слышатся в словах. Взрослым следует нарисовать (найти картинку) рыбки (длиной примерно 5-7 см) или домик с тремя окошками, расположенными рядом по горизонтали. Взрослый: «Я называю слово, а ты определи, где в этом слове слышится звук [c]? Если в начале слова, то положи фишку (конфетку, пуговицу и т.д.) на голову рыбке, если в середине слова – на туловище, если в конце слова – на хвостик. Аналогично играем с домиком: первое окошко слева – начало слова, второе окошко – середина слова, а третье окошко – конец слова. Выполнять задание, желательно, с устным объяснением ребёнка. Например: «В слове «стакан» звук [c] слышится в начале слова» и т.д.

Подбери слово к схеме.

Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.

Ход игры:

Эта игра проводится на основе пособий из предыдущей игры. Только в данной игре, взрослый выкладывает схему в виде рыбки или домика и меняя положение фишки, просит ребёнка придумать или вспомнить слова с заданным звуком (фишка указывает положение звука в слове).

Консультация для родителей и воспитателей: «Рекомендации логопеда для развития фонематических процессов дошкольников дома».Хочу такой сайт

Фонематическое восприятие –это способность находить, воспроизводить, различать звуки речи: другими словами, это – речевой слух. Практика логопедической работы подтверждает, что развитые фонематические процессы — важное условие успешного становления речи. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух, то есть не дифференцирует, близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной речевой нормы. Чем больше дошкольник не дифференцирует звуков, тем больше слов он не может произнести правильно, а словарный запас и грамматический строй речи заметно отстают от возрастной нормы. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Интересные и простые упражнений для развития фонематических процессов дошкольников с речевыми нарушениями можно и нужно проводить дома. Только стоит придерживаться главного правила: «С ребёнком мы не просто занимаемся, а играем». Если малыш не сразу справляется с заданиями игры, не спешите от неё отказываться, через некоторое время вернитесь к ней, приведите примеры, ещё раз объясните. В играх постепенно вводите новые слова, но обязательно объясняйте их значение. В некоторые из них, можно играть, не отрываясь от домашних дел. В другие, желательно, когда собирается вечером вся семья и несколько человек могут принять в ней участие. Для таких игр не требуются специальные пособия и их подготовка не будет родителям в тягость. А ребятам будет очень интересно и приятно играть со своими родными, закрепляя в кругу семьи необходимые речевые умения.

Поймай нужный звук.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры:

Ведущий просит внимательно послушать и «поймать ладошками» заданный звук, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит необходимый звук. Ведущий сначала произносит отдельные звуки, а затем усложняет задание, называя слоги и слова, периодически включая в них нужную фонему.

Например, определяем [c]: а, и, С, м, н, к, р, С, з, С, в, С;

Са, па, но, Со, Сы, ты, ка, ла; ноС, моСт, пол, лом и т.п.

Подбери слово.

Цель: развитие фонематического слуха, фантазии, внимания и памяти.

Ход игры:

Один из игроков загадывает любой звук. Каждый игрок по очереди произносит слово, которое начинается с данного звука до тех пор, пока не закончатся все варианты.

Цепочка слов.

Цель: развитие фонематического слуха, расширение словаря, развитие фантазии и памяти.

Ход игры:

Один из игроков называет любое слово, следующий должен подобрать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова и т.д. Можно ограничить «поле» поиска слов и подбирать только одежду, съедобное или игрушки и т.п. Тем самым будет расширяться словарный запас и умение подбирать обобщающие понятия.

В результате может получиться: каша-арбуз – слойка – ананас – слива и т.д.



Найди общий звук.

Цель: развивать фонематическое восприятие, развивать умение детей определять звуковой состав слов, мышление.

Ход игры:

Взрослый произносит от 3 и более слов, просит определить, какой звук повторяется во всех этих словах. Для начала, необходимо произносить короткие слова, а нужный звук произносить утрированно, тем самым помогая ребёнку.

Например: сок, нос, сын; сумка, стакан, кусок и др.



Найди место звука в слове.

Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.

Ход игры:

Это упражнение подходит детям, которые могут определить какие звуки слышатся в словах. Взрослым следует нарисовать (найти картинку) рыбки (длиной примерно 5-7 см) или домик с тремя окошками, расположенными рядом по горизонтали. Взрослый: «Я называю слово, а ты определи, где в этом слове слышится звук [c]? Если в начале слова, то положи фишку (конфетку, пуговицу и т.д.) на голову рыбке, если в середине слова – на туловище, если в конце слова – на хвостик. Аналогично играем с домиком: первое окошко слева – начало слова, второе окошко – середина слова, а третье окошко – конец слова. Выполнять задание, желательно, с устным объяснением ребёнка. Например: «В слове «стакан» звук [c] слышится в начале слова» и т.д.

Подбери слово к схеме.

Цель: развитие способности к фонетическому анализу слов.

Ход игры:

Эта игра проводится на основе пособий из предыдущей игры. Только в данной игре, взрослый выкладывает схему в виде рыбки или домика и меняя положение фишки, просит ребёнка придумать или вспомнить слова с заданным звуком (фишка указывает положение звука в слове).

 

Подробнее

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.