Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения 3-4 лет

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Наверняка вы уже слышали, что мышление ребенка находится на кончиках его пальцев. Как это понимать? Исследованиями доказано, что развитие речи, мышления тесно связано с развитием мелкой моторики. Игры на развитие мелкой моторики используют в своей работе логопеды, психологи, педагоги. Руки ребенка — это его глаза. Ведь ребенок мыслит чувствами — что ощущает, то и представляет. Руками можно сделать очень многое — играть, рисовать, обследовать, лепить, строить, обнимать и т. д. И чем лучше развита моторика, тем быстрее ребенок 3-4 лет адаптируется к окружающему его миру!

Шаловливые ручонки

Игра развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику.

Необходимый инвентарь: прищепки, карандаши, фасоль, горох, пуговицы и другие мелкие предметы.

Как играем: познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой.

А теперь пусть малыш сложит ладошки и потрет подушечки пальцев друг о друга.

У вас дома наверняка найдутся прищепки. Тогда можно поиграть в такую игру. Прочитайте стихотворение:

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает — это не пальчик, а мышь.

Ведь я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».

На каждое произнесенное слово слегка «покусывайте» каждый пальчик прищепкой.

Перебирая пальцами, покрутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два.

Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для малышей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т. д. Перебирает пуговицы, поднимает с поверхности стола фасоль по одной штучке — всего не перечислишь.

Закрепляем: весьма полезно для развития тактильной чувствительности трогать пальцами наждачную бумагу, ребристую поверхность, катать мелкие шары и др.

Полезные стихи

Этот пальчик папа.

Этот пальчик мама.

Этот пальчик деда.

Это пальчик баба.

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья!

(Начинаем считать с большого пальца)

Этот братец гриб нашел.

Это братец резать стал.

Это братец жарить стал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

(Начинаем считать с безымянного пальца)

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Ну, а младшенький не спит,

На братишек он глядит.

(Начинаем считать с указательного пальца)

Шнурочки

Необходимый инвентарь: шнурки.

Шнуровка — это отличное упражнение для пальцев. Не огорчайтесь, если получится не сразу, помогайте ему. В магазине продаются цветные шнурки, ими можно сделать шнуровку на картонном «башмачке» (отверстия проколоть дыроколом).

Закрепляем: можно придумать и смастерить «шнурованные» игрушки. Например: нарисуйте кораблик, проколите отверстия для волн-шнурков. Подберите шнурки разных оттенков голубого и синего — если их продеть в дырочки, получится красивая картинка. А чтобы было веселей — соревнуйтесь с ребенком. Кто не пропустит ни одного отверстия, тот и победил. Скорость здесь не главное.

Очень способствует развитию моторики пальцев рук лепка и рисование пальчиками.

Во время лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляется навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать.

Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте. Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку. Раскрасить её или нарисовать самому.

Аппликация относится к декоративно прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания панно. Аппликация – это вид деятельности, который выполняется наклеиванием на основной фон (бумагу, ткань, др. материал) кусочков того или иного материала различных цветов. Аппликацией выполняются различные композиции на заданную свободную тематику, узоры и орнаменты, буквы и цифры, дидактические игры. Выполнение бумажной аппликации предполагает освоение целого ряда графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом), дети учатся анализировать, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. У ребёнка развивается восприятие пространственных представлений цвета, глазомер, чувство формы, зрительная память, произвольное внимание, самостоятельность.

Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы величины и цвета. Это моторики. Сначала ребёнку предлагают несложные задания такие как сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети могут строить изображения по образцу и самостоятельно.

Особую роль в развитии моторики играют пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.


Замок
Хочу такой сайт

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог? (Пальцы обеих рук в «замочек»)

Мы замочек постучали (Стучать «замочком» о стол)

Мы замочек повертели

Мы замочек покрутили (Круговые движения «замочком»)

И открыли! (Показать ладошки)


Цветок


Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении,

ладони прижать друг к другу, развести

пальцы и слегка округлить их),

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцы вместе –

врозь),

Дружно дают под землёй корешки. (ладони опустить вниз и тыльной

стороной прижать друг к другу, пальцы

развести).

Капустка

Мы капустку рубим – рубим (движения прямыми ладонями вверх – вниз),

Мы капустку солим – солим (поочередное поглаживание пальцев),

Мы капустку трём – трём (потирать кулачок об кулачок),

Мы капустку жмём – жмём (сжимать и разжимать кулачки).



В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому (выставить вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому (соединить под углом кончики пальцев

обеих рук)

Указательный и средний, (поочерёдно называемые пальцы,

соединяем с большим на двух

Безымянный и последний, руках одновременно)

Сам мизинчик малышок (вверх выставляются только мизинцы,

пальцы согнуты в кулак)

Постучался о порог (кулачки стучат друг об друга)

Вместе пальчики – друзья, (ритмичное сжимание

Друг без друга нам нельзя. и разжимание пальцев на обеих руках)

Апельсин

Мы делили апельсин. (ритмично сжимать и

Много нас, а он один разжимать пальцы обеих рук)

Это долька для ежа, поочерёдное загибание

Это долька для стрижа, пальцев на правой руке).

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка… кожура (развести руками)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальчиком)

Разбегайтесь кто куда! (имитировать бег пальцев по столу)

Играйте с Вашими детьми, т.к. использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук, играют огромную роль в развитии тонких движений рук, играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания.

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.