АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Описание образовательной программы

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.  Пояснительная записка

Адаптированная  образовательная программа (АОП) дошкольного образования (далее «Программа») предназначена для специалистов и муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад № 24 «Дружба» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым комбинированных и компенсирующих  групп в которых воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР).

АОП разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее ФАОП ДО).

Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

        Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

        Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

        Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

        Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»

        Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

        распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №   999-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

        федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);

        федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);

        Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);

        Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);

        Устав МБДОУ № 24;

        Программа развития МБДОУ № 24;

 

1.2.  Цель и задачи Программы

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи Программы:

·       реализация содержания АОП ДО;

·       коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;

·       охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;

·       обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

·       создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;

·       объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

·       формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

·       формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;

·       обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

·       обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1.     Поддержка разнообразия детства.

2.     Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3.     Позитивная социализация ребенка.

4.     Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и обучающихся.

5.     Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6.     Сотрудничество Организации с семьей.

7.     Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Специфические принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР:

1.     Принцип социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной жизни.

2.     Этиопатогенетический принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

3.     Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.

4.     Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений: психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.

5.     Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего онтогенеза". При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.

6.     Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.

7.     Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста. Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов (картинно-графических планов, технологических карт).

8.     Принцип необходимости специального педагогического руководства: познавательная деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.

9.     Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей дошкольника.

10.  Принцип инвариантности ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых МБДОУ № 24 должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных представителей).

1.3.  Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).

Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь, родители (законные представители) обучающихся, как гаранты реализации прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.

Особенности разработки Программы:

     условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;

     социальный заказ родителей (законных представителей);

     детский контингент;

     кадровый состав педагогических работников;

     культурно-образовательные особенности МБДОУ № 24Хочу такой сайт

      климатические особенности;

     взаимодействие с социумом.

Реализация Программы предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.

Программа учитывает особенности образовательной деятельности МБДОУ № 24, образовательных потребностей и интересов воспитанников и запросы родителей (законных представителей). В программе учтены региональные особенности дошкольного образования, отраженные в Региональной парциальной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» /Авт.-сост.: Мухоморина Л.Г., Кемилева Э.Ф. и др.- Симферополь: Издательство «Наша школа» 2017.- 64 с. С включением парциальных программ « Юный эколог» С.Н.Николаева,- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-208с. «Математика в детском саду» В.П. Новикова, «Цветные Ладошки» И.А.Лыкова.-М.: ИД «Цветной мир»,2018-144с., УМК «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон,Е.Е. Кочемасова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.-208с., Комплексная программа дошкольного образования «Мир открытий».

 

1.4.  Специфика национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

При разработке Программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

 

Географическое месторасположение

 

Наименование учреждения в соответствии с уставом: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Дружба».

Сокращенное наименование:  МБДОУ  № 24.

 Дата создания: сентябрь 1980 года

Место нахождения: Крым, г. Ялта, пгт. Массандра д.10

Телефон: 23-32-23

Срок действия лицензии – бессрочная.

Лицензия от 15.01.2018 № 1267, серия 82 Л01 № 0001353

Тип: общеразвивающий.

Категория детского сада: II.

УЧРЕДИТЕЛЬ   МБДОУ № 24 Функции и полномочия Учредителя МБДОУ от имени муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет Департамент образования и молодежной политики Администрация города Ялта Республики Крым в лице Управления образования администрации города Ялта Республики Крым в соответствии с Положением администрации города Ялта Республики Крым в пределах полномочий, определенных уставом муниципального образования городской округ Ялта.

Режим работы МБДОУ № 24 представляет годовой цикл: с сентября по май – воспитательно-образовательная работа; с июня по август – летняя оздоровительная работа.

Пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым пребыванием детей с 7.30 до 18.00 часов.

Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.

Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.

Содержание Программы и организация образовательного процесса учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБДОУ № 24.При реализации Программы принимаются во внимание особенности региона – Крыма, Ялты.

При проектировании содержания Программы учитываются специфические климатические особенности региона. Климат полуострова отличается в различных его частях: в северной части он умеренно-континентальный, на южном берегу с чертами субтропического. Для Крыма характерно небольшое количество осадков в течении года, большое количество солнечных дней, наличие бризов на побережье.

Рельеф Крымского полуострова представляет собой три неравные части: Северо-Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью (около 70% территории), Керченский полуостров и на юге — тремя грядами простирается горный Крым. Самой высокой является Главная гряда Крымских гор (1545 м, гора Роман-Кош), состоящая из отдельных известняковых массивов (яйл) с платоподобными вершинами, глубокими каньонами. Южный склон Главной гряды выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряды образуют Крымское предгорье. Крымский полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Республике Крым проживает около 130 этнических групп. Крупнейшие этнические группы: русские (58,3 %), украинцы (24,3 %) и крымские татары (12,1 %).

Государственные языки: русский, украинский, крымско-татарский.

Ялта расположена в долинах двух горных рек Учан-Су и Деренкойки, на трех холмах Главной гряды Крымских гор, находящихся на Южном побережье Крымского полуострова. С суши город окружён полукольцом гор. Природно-климатические условия являются ,так называемой, «визитной карточкой» города. Все южное побережье Крыма относится к Средиземноморской зоне. И в то же время крымское Южнобережье во многом отличается от типичных средиземноморских стран: зима здесь прохладнее, чем обычно в субтропиках, а лето не очень жаркое. Существенное влияние на климат Южного берега оказывают горы и море. Горы - защита от холодных северных и северо-восточных ветров. Кроме того, теплый береговой бриз, дующий вечером с гор, доносит до побережья приятный, чуть уловимый запах хвои. А море, нагреваясь за лето, остывает потом медленно, постепенно, отдавая свое тепло воздуху.

Эти факторы учитываются при составлении перспективно - тематического планирования в МБДОУ № 24, режима дня.

Характеристика социокультурной среды

Социокультурное пространство образовательного учреждения имеет свою специфику. В шаговой доступности МБДОУ № 24 находится достаточно много учреждений образования (МБДОУ «Детский сад № 5», МБОУ  «ЯСШ № 11», в пгт. Массандра расположена детская поликлиника, музей «Массандровский дворец», «Массандровский парк». В пгт. Никита находится «Никитский Ботанический сад». В рамках расширения образовательного пространства детей с данными объектами по возможности осуществляется сотрудничество.

Успешному решению задач ДОУ так же способствует взаимодействие дошкольного учреждения с близлежащими объектами бытового обслуживания: аптеками, парикмахерской, почтой, магазинами.

Характеристика контингента воспитанников

Здание детского сада двухэтажное, благоустроенное. Каждая групповая ячейка имеет игровое помещение, спальню, прихожую, санузел. Прогулочные участки, спортивная площадка оснащены с учетом потребности детей в движении, играх. Имеется медицинский блок, методический кабинет, музыкально-физкультурный зал, кабинет педагога-психолога и учителя – логопеда, сенсорная комната, кабинет медсестры-ортоптиста. В соответствии с проектной мощностью, в МБДОУ  № 24 функционируют группы общеразвивающего вида для детей от 3 лет до 7(8) лет, группа раннего возраста от 2до 3 лет) скомплектованных по одновозрастному принципу. 2 группы специального назначения: комбинированной и компенсирующей направленности. Количество мальчиков и девочек ежегодно варьируется в соответствии с обновлением контингента.

В ДОУ функционируют следующие возрастные группы :

•          для детей от 2 до 3 лет (вторая группа раннего  возраста)

•          для детей от 3 до 4 лет (младшая группа);

•          для детей от 4 до 5 лет (средняя группа);

•          для детей от 5 до 6 лет (старшая группа);

Уровень развития детей, воспитывающихся в учреждении, в основном соответствует возрастным показателям.

При организации образовательного процесса в МБДОУ № 24 учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями (даже несмотря на то, что процент детей, не относящихся к русскому этносу, среди воспитанников МБДОУ № 24, в общем количестве детей, невелик.)

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе, семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой он является.

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам своего народа.

И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на государственном языке РФ – русском.

МБДОУ № 24 могут посещать дети дошкольного возраста с ОВЗ.

Срок реализации образовательной программы: 5 лет.

Программу реализуют педагогические работники (по штатному расписанию)

•          Заведующий – 1

•          Заместитель руководителя по безопасности – 1

•          Старший воспитатель – 1

•          Воспитатели – 12

•          Музыкальный руководитель – 1

•          Учитель - логопед-1

•          Педагог-психолог-1

•          Тьютор – 1

 

ОАП ПО ФАОП ЗПР Документ подписан электронной подписью Серийный номер 77149040033756655705267332764720921695141568822 Директор/Заведующий Скокина Елена Григорьевна Дата подписания документа 07.11.2024 13:39:18 (скачать) (посмотреть)

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.