Сведения об образовательной организации
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. ЦЕЛЕВОЙ
РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного
образования (далее «Программа») предназначена для специалистов и муниципального бюджетного образовательного
учреждения «Детский сад № 24 «Дружба» муниципального образования городской
округ Ялта Республики Крым комбинированных
и компенсирующих групп в которых
воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР).
АОП разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден
приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в
Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа
Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте
России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
(далее ФАОП ДО).
Нормативно-правовой основой для разработки Программы
являются следующие нормативно-правовые документы:
‒
Указ
Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒
Указ
Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒
Указ
Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей»
‒
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
‒
Федеральный
закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»
‒
Федеральный
закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях
в Российской Федерации»
‒
распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 999-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
‒
федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,
регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября
2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г.,
регистрационный № 72264);
‒
федеральная
образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847);
‒
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года №
373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный №
59599);
‒
Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020
г., регистрационный № 61573);
‒
Устав
МБДОУ № 24;
‒
Программа развития
МБДОУ № 24;
1.2. Цель и задачи Программы
Цель реализации Программы: обеспечение условий для
дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству
между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на
получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Задачи
Программы:
·
реализация
содержания АОП ДО;
·
коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
·
охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
·
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
·
создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
·
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
·
формирование
общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
·
формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
·
обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
·
обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
В соответствии со Стандартом Программа
построена на следующих принципах:
1.
Поддержка
разнообразия детства.
2.
Сохранение
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
3.
Позитивная
социализация ребенка.
4.
Личностно-развивающий
и гуманистический характер взаимодействия педагогических работников и родителей
(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и
обучающихся.
5.
Содействие и
сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
6.
Сотрудничество
Организации с семьей.
7.
Возрастная
адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор образовательными
организациями содержания и методов дошкольного образования в соответствии с
возрастными особенностями обучающихся.
Специфические
принципы и подходы к формированию АОП ДО для обучающихся с ЗПР:
1.
Принцип
социально-адаптирующей направленности образования: коррекция и компенсация
недостатков развития рассматриваются в образовательном процессе не как
самоцель, а как средство наиболее полной реализации потенциальных возможностей
ребенка с ЗПР и обеспечения его самостоятельности в дальнейшей социальной
жизни.
2.
Этиопатогенетический
принцип: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо
знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У обучающихся с
ЗПР, особенно в дошкольном возрасте, при различной локализации нарушений
возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки
познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и
содержание коррекционной работы должны отличаться.
3.
Принцип
системного подхода к диагностике и коррекции нарушений: для построения
коррекционной работы необходимо разобраться в структуре дефекта, определить
иерархию нарушений. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с
первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных
и сохранных функций. Эффективность коррекционной работы во многом будет
определяться реализацией принципа системного подхода, направленного на речевое
и когнитивное развитие ребенка с ЗПР.
4.
Принцип
комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений:
психолого-педагогическая диагностика является важнейшим структурным компонентом
педагогического процесса. В ходе комплексного обследования ребенка с ЗПР, в
котором участвуют различные специалисты психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК), собираются достоверные сведения о ребенке и
формулируется заключение, квалифицирующее состояние ребенка и характер
имеющихся недостатков в его развитии. Не менее важна для квалифицированной
коррекции углубленная диагностика в условиях Организации силами разных
специалистов. Комплексный подход в коррекционной работе означает, что она будет
эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем
лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает
взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов:
учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных
воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое
взаимодействие с медицинскими учреждениями.
5.
Принцип опоры на
закономерности онтогенетического развития: коррекционная психолого-педагогическая
работа с ребенком с ЗПР строится по принципу "замещающего
онтогенеза". При реализации названного принципа следует учитывать
положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития.
Функциональное развитие происходит в пределах одного периода и касается
изменений некоторых психических свойств и овладения отдельными способами
действий, представлениями и знаниями. Стадиальное, возрастное развитие
заключается в глобальных изменениях детской личности, в перестройке детского
сознания, что связано с овладением новым видом деятельности, развитием речи и
коммуникации. За счет этого обеспечивается переход на следующий, новый этап
развития. Обучающиеся с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи,
сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени
сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково
подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об
окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной
стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются
как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития
познавательной деятельности, речи, деятельности обучающихся с ЗПР.
6.
Принцип единства
в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач: не позволяет
ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и
требует построения ближайшего прогноза развития ребенка с ЗПР и создания
благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных
возможностей.
7.
Принцип
реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании: предполагает
организацию обучения и воспитания с опорой на ведущую деятельность возраста.
Коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной
основе. Обучающихся с ЗПР обучают использованию различных алгоритмов
(картинно-графических планов, технологических карт).
8.
Принцип
необходимости специального педагогического руководства: познавательная
деятельность ребенка с ЗПР имеет качественное своеобразие формирования и
протекания, отличается особым содержанием и поэтому нуждается в особой
организации и способах ее реализации. Только специально подготовленный педагог,
зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка,
с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей
помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности
и управлять им. При разработке Программы учитывается, что приобретение
дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в
процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством
педагогических работников в процессе коррекционно-развивающей работы.
9.
Принцип
вариативности коррекционно-развивающего образования: образовательное содержание
предлагается ребенку с ЗПР через разные виды деятельности с учетом зон его
актуального и ближайшего развития, что способствует развитию, расширению как
явных, так и скрытых возможностей дошкольника.
10. Принцип инвариантности ценностей и целей при
вариативности средств реализации и достижения целей Программы: Стандарт и
Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых МБДОУ № 24
должна разработать свою адаптированную образовательную программу. При этом за
Организацией остается право выбора способов их достижения, выбора
образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп обучающихся с
ЗПР, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
1.3. Значимые для разработки и реализации Программы
характеристики
Основные участники реализации Программы: педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
Социальными заказчиками реализации Программы как комплекса образовательных услуг выступают, в первую очередь,
родители (законные представители)
обучающихся, как гаранты реализации
прав ребенка на уход, присмотр и оздоровление, воспитание и обучение.
Особенности разработки Программы:
‒
условия, созданные в ДОО для реализации целей и задач Программы;
‒
социальный заказ родителей (законных представителей);
‒
детский контингент;
‒
кадровый состав
педагогических работников;
‒
культурно-образовательные
особенности МБДОУ № 24
‒
климатические особенности;
‒
взаимодействие с социумом.
Реализация Программы
предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений,
осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
Программа учитывает особенности
образовательной деятельности МБДОУ № 24, образовательных потребностей и
интересов воспитанников и запросы родителей (законных представителей). В
программе учтены региональные особенности дошкольного образования, отраженные в
Региональной парциальной программе по гражданско-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста в Республике Крым «КРЫМСКИЙ ВЕНОЧЕК» /Авт.-сост.:
Мухоморина Л.Г., Кемилева Э.Ф. и др.- Симферополь: Издательство «Наша школа»
2017.- 64 с. С включением парциальных программ « Юный эколог» С.Н.Николаева,-
М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016-208с. «Математика в детском саду» В.П. Новикова,
«Цветные Ладошки» И.А.Лыкова.-М.: ИД «Цветной мир»,2018-144с., УМК «Игралочка».
Практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон,Е.Е. Кочемасова.-
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.-208с., Комплексная программа дошкольного
образования «Мир открытий».
1.4. Специфика национальных, социокультурных и иных
условий, в которых осуществляется образовательная деятельность
При разработке Программы учитывались следующие
значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная
среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей
раннего и дошкольного возраста.
Географическое
месторасположение
Наименование учреждения в соответствии с уставом:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24
«Дружба».
Сокращенное наименование: МБДОУ
№ 24.
Дата создания:
сентябрь 1980 года
Место нахождения: Крым, г. Ялта, пгт. Массандра д.10
Телефон: 23-32-23
Срок действия лицензии – бессрочная.
Лицензия от 15.01.2018 № 1267, серия 82 Л01 № 0001353
Тип: общеразвивающий.
Категория детского сада: II.
УЧРЕДИТЕЛЬ
МБДОУ № 24 Функции и полномочия Учредителя МБДОУ от имени муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым осуществляет Департамент
образования и молодежной политики Администрация города Ялта Республики Крым в
лице Управления образования администрации города Ялта Республики Крым в
соответствии с Положением администрации города Ялта Республики Крым в пределах
полномочий, определенных уставом муниципального образования городской округ
Ялта.
Режим работы МБДОУ № 24 представляет годовой цикл: с
сентября по май – воспитательно-образовательная работа; с июня по август –
летняя оздоровительная работа.
Пятидневная рабочая неделя с 10,5 часовым пребыванием
детей с 7.30 до 18.00 часов.
Выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни.
Разделение детей на возрастные группы осуществляется в
соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более
эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с
детьми, имеющими, в целом, сходные возрастные характеристики.
Содержание Программы и организация образовательного
процесса учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,
воспитывающихся в МБДОУ № 24.При реализации Программы принимаются во внимание
особенности региона – Крыма, Ялты.
При проектировании содержания Программы учитываются
специфические климатические особенности региона. Климат полуострова отличается
в различных его частях: в северной части он умеренно-континентальный, на южном
берегу с чертами субтропического. Для Крыма характерно небольшое количество
осадков в течении года, большое количество солнечных дней, наличие бризов на
побережье.
Рельеф Крымского полуострова представляет собой три
неравные части: Северо-Крымская равнина с Тарханкутской возвышенностью (около
70% территории), Керченский полуостров и на юге — тремя грядами простирается
горный Крым. Самой высокой является Главная гряда Крымских гор (1545 м, гора
Роман-Кош), состоящая из отдельных известняковых массивов (яйл) с
платоподобными вершинами, глубокими каньонами. Южный склон Главной гряды
выделяется как Крымское субсредиземноморье. Внутренняя и Внешняя гряды образуют
Крымское предгорье. Крымский полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В
Республике Крым проживает около 130 этнических групп. Крупнейшие этнические
группы: русские (58,3 %), украинцы (24,3 %) и крымские татары (12,1 %).
Государственные языки: русский, украинский, крымско-татарский.
Ялта расположена в долинах двух горных рек Учан-Су и
Деренкойки, на трех холмах Главной гряды Крымских гор, находящихся на Южном
побережье Крымского полуострова. С суши город окружён полукольцом гор.
Природно-климатические условия являются ,так называемой, «визитной карточкой»
города. Все южное побережье Крыма относится к Средиземноморской зоне. И в то же
время крымское Южнобережье во многом отличается от типичных средиземноморских
стран: зима здесь прохладнее, чем обычно в субтропиках, а лето не очень жаркое.
Существенное влияние на климат Южного берега оказывают горы и море. Горы -
защита от холодных северных и северо-восточных ветров. Кроме того, теплый
береговой бриз, дующий вечером с гор, доносит до побережья приятный, чуть
уловимый запах хвои. А море, нагреваясь за лето, остывает потом медленно,
постепенно, отдавая свое тепло воздуху.
Эти факторы учитываются при составлении перспективно -
тематического планирования в МБДОУ № 24, режима дня.
Характеристика
социокультурной среды
Социокультурное пространство образовательного
учреждения имеет свою специфику. В шаговой доступности МБДОУ № 24 находится
достаточно много учреждений образования (МБДОУ «Детский сад № 5», МБОУ «ЯСШ № 11», в пгт. Массандра расположена
детская поликлиника, музей «Массандровский дворец», «Массандровский парк». В
пгт. Никита находится «Никитский Ботанический сад». В рамках расширения
образовательного пространства детей с данными объектами по возможности
осуществляется сотрудничество.
Успешному решению задач ДОУ так же способствует
взаимодействие дошкольного учреждения с близлежащими объектами бытового
обслуживания: аптеками, парикмахерской, почтой, магазинами.
Характеристика контингента воспитанников
Здание детского сада двухэтажное, благоустроенное.
Каждая групповая ячейка имеет игровое помещение, спальню, прихожую, санузел.
Прогулочные участки, спортивная площадка оснащены с учетом потребности детей в
движении, играх. Имеется медицинский блок, методический кабинет,
музыкально-физкультурный зал, кабинет педагога-психолога и учителя – логопеда,
сенсорная комната, кабинет медсестры-ортоптиста. В соответствии с проектной
мощностью, в МБДОУ № 24 функционируют
группы общеразвивающего вида для детей от 3 лет до 7(8) лет, группа раннего
возраста от 2до 3 лет) скомплектованных по одновозрастному принципу. 2 группы
специального назначения: комбинированной и компенсирующей направленности.
Количество мальчиков и девочек ежегодно варьируется в соответствии с
обновлением контингента.
В ДОУ функционируют следующие возрастные группы :
• для
детей от 2 до 3 лет (вторая группа раннего
возраста)
• для
детей от 3 до 4 лет (младшая группа);
• для
детей от 4 до 5 лет (средняя группа);
• для
детей от 5 до 6 лет (старшая группа);
Уровень развития детей, воспитывающихся в учреждении, в
основном соответствует возрастным показателям.
При организации образовательного процесса в МБДОУ № 24
учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности,
которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями
(даже несмотря на то, что процент детей, не относящихся к русскому этносу,
среди воспитанников МБДОУ № 24, в общем количестве детей, невелик.)
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста -
незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания
дошкольников. Оно дает возможность ребенку позитивно относиться к природе,
семье, родине, развивает такие духовные ценности, как бережное отношение к
матери-земле, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство
долга, память о предках, позволяет приобщать детей к духовной культуре своего
народа, частью которой он является.
Приобщение детей к истокам региональной культуры,
развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом
современности. Национальная культура как проявление творчества народа близка по
своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию,
понятна ему. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как
представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и
национальным истокам своего народа.
И сегодня очень важно не упустить крупицы народной
мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их
будущим поколениям.
Воспитание и обучение воспитанников осуществляется на
государственном языке РФ – русском.
МБДОУ № 24 могут посещать дети дошкольного возраста с
ОВЗ.
Срок реализации образовательной программы: 5 лет.
Программу реализуют педагогические работники (по
штатному расписанию)
• Заведующий
– 1
• Заместитель
руководителя по безопасности – 1
• Старший
воспитатель – 1
• Воспитатели
– 12
• Музыкальный
руководитель – 1
• Учитель
- логопед-1
• Педагог-психолог-1
• Тьютор
– 1