Консультация для родителей «Адаптация детей с ОВЗ в детском саду»



Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому саду, чем обычные дети. Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги помогают снять стресс, обеспечивают положительное эмоциональное состояние дошкольника, создают спокойную обстановку, налаживают контакт с ребенком и родителями.

Привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется индивидуально-личностными  особенностями малыша:  типом его нервной системы, степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием/отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков самообслуживания и т.д. Воспитателям полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а ответственная позиция родителей ребенка, поможет своему малышу плавно «влиться» в новую атмосферу ДОУ. Со стороны родителей необходимо проводить очень большую подготовительную работу и активно участвовать в решении проблем адаптационного периода.

При лёгкой адаптации поведение детей нормализуется в течение месяца. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

При средней степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.

При тяжелой адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.

Чтобы облегчить малышу процесс адаптации, необходимо обеспечить плавное вхождение в новые условия – и поначалу приводить ребенка всего на 2 часа; через несколько дней, когда эмоциональное состояние ребенка и другие показатели адаптации в детском саду стабилизируются – оставлять до обеда. Позже начать оставлять и на дневной сон. А потом – и на полный день. Время пребывания ребенка в детском саду индивидуально, определяется воспитателями на основе наблюдений за ребенком.

Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача — помочь семье, воспитывающей такого ребенка.

Советы родителям:

— больше общайтесь с педагогами группы об особенностях вашего ребенка, его нуждах и потребностях;

— старайтесь дома, в выходные, придерживаться основных моментов режима дня детского сада (сон, прием пищи, прогулки и т.д.);

— в первое время, когда ребёнок привыкает к саду и с трудом расстается с мамой, если есть возможность, пусть первое время ребенка отводят в сад другие взрослые, например, папа или бабушка.

Ребёнок с ОВЗ – особый ребёнок, он требует больше внимания и заботы, но не стоит лишать его самостоятельности – всё делать за него, приучайте к самостоятельности и в будущем ребенку будет легче приспособиться к взрослой жизни.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

методические рекомендации Минаева А.В..pdf (скачать) (посмотреть)
Емельянова Н. В. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников.docx (скачать)
Факты об аутизме.pdf (скачать) (посмотреть)
Крушная_Н.А.Рекомендации для родителей...детей с ЗПР.pdf (скачать) (посмотреть)
Pamyatka CHto sdelat, chtoby projjti psikhologo-mediko- pedagogicheskuyu komissiyu.pdf (скачать) (посмотреть)
21.01.2021

Как ребенку сохранить зрение

Подробнее
01.01.2017

Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

 

 «…Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все»                  Януш Корчак.

В последнее время дошкольные педагоги и врачи  все чаще  и чаще говорят о проблемах детей с ОВЗ, но не все помнят о том, что целенаправленное включение родителей, воспитывающих  таких детей  в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Современные исследования показывают, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Хочу такой сайт

 Любые  ОВЗ ограничивают  коммуни­кации ребенка, снижают количество получаемой информа­ции, нарушают гармоничность формирования межличностных отношений, страдает и эмоциональная сфера ребенка. Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь. А ведь полноценное существование,  это такое пребывание в мире,  которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, радость от достижения цели, общения. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира.

Порой только родители способны подобрать к ребенку тот самый  индивидуальный ключик, который откроет ему дверь в мир социального взаимодействия. Поскольку ни психологи, ни коррекционные педагоги, ни врачи, ни логопеды и дефектологи не в состоянии обеспечить ребенку круглосуточное наблюдение и общение, в котором он так остро нуждается. Специалисты, к которым обращаются родители, могут указать направление работы с ребенком, назначить медикаментозную поддержку, но настоящий труд по развитию способностей ребенка с особенностями развития всегда лежит на плечах родителей.

  Взрослые, обладающие способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие, могут изменить качество жизни своего ребенка за счет трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей установок, конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Следует постоянно помнить, что  « Каждый здоровый человек здоров только отчасти»  З.Фрейд.

Практика работы в детском саду комбинированного вида (31 г) показывает, что именно отношения родителей к проблеме играют решающую роль в развитии ребенка. В своей работе я, как и многие другие педагоги опираюсь на идею Л.С. Выготского о развитии высших психических функций через интерпсихический механизм: развитие психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, совместной со взрослым и опосредованной знаками деятельности.

Педагогам и родителям в воспитании ребенка-инвалида, по мнению Л.С. Выготского, следует ориентироваться основным положениям, а именно:

Между миром и человеком стоит социальная среда, которая преломляет и направляет по-своему все, что исходит от человека к миру и от мира к человеку. Голого, несоциального, непосредственного общения у человека с миром нет. Недостаток глаза или уха означает поэтому, прежде всего, выпадение серьезных социальных функций, перерождение общественных связей, смещение всех систем поведения.

Всякий телесный недостаток – будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие, не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический порок или дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Важно научить ребенка включать себя в разные отношения с людьми, а не просто физически перемещаться в пространстве.

В первую очередь мать, для ребенка с ОВЗ  является в силу ограничения возможностей контактов с миром, наиважнейшим носителем представлений о «большом мире», формирующем его смысловое поле. И то, какой смысл придает она  особенностям  развития своего ребенка, его болезни, закладывает в ребенка тот или иной сценарий разворачивания жизни. «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой»,утверждал великий  Генрик  Гольдшмидт.

 

Именно поэтому я считаю, что вся работа должна быть направлена на обучение родителей построению системы взаимодействий и отношений с ребенком, позволяющая  обеспечить интегративную адаптацию его в социум.

 Родителям важно сформировать правильное реалистичное представление о внутренней картине здоровья ребенка, сформировать навыки самостоятельного поиска информации и самостоятельного принятия решения. «Никто, кроме Вас, не сможет принять правильное решение. Это можете сделать только Вы» (Э. Берн).

Опыт работы показывает: когда  родители принимают парадоксальную, с точки зрения простого обывателя или стороннего наблюдателя идею, что больной ребенок является не обузой, а источником духовного развития , находят в себе силы обрести для себя в этой ситуации определенный смысл с ребенком, «который не такой, как все», жизнь его становится намного ярче и полноценнее. В противном случае  переживания и невротизация матери (родителей) является причиной возрастающей невротизации  ребенка. Обшеизвестно, что при рождении больного ребенка создаются предпосылки для возникновения у родителей хронического стресса. Варианты эмоционального отреагирования могут быть в диапазоне от полного самоотречения, отхода от других людей, принятия позиции «жертвы», до отвержения ребенка, непоследовательности в общении и полной апатии.  Таким родителям должна быть оказана психологическая помощь, направленная на смену установок с негативной на позитивную. Специалисты  вместе с  родителями находят источники силы для сохранения духовного и эмоционального равновесия.

Не менее важно сконцентрировать внимание участников воспитательного процесса на обучении образцам позитивного отношения к больному ребенку по типу взаимного сотрудничества, побуждая ребенка к активности и самостоятельным адекватным  действиям.

 Зачастую в семьях мамам и папам удается творить чудеса, если они хватаются за любой шанс и стремятся помочь своему ребенку, пытаясь «выжать» максимум возможного из прогнозов. «Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные  научными знаниями, могут способствовать реализации права каждого человеческого  существа на свою долю счастья и благополучия»,                                                                               Д.В.Колесов 

В заключении хочу сказать. Уважаемые педагоги и  родители! Время неумолимо идет вперед, жизнь продолжается, к сожалению у кого-то  в серых , а у кого-то на радость в ярких тонах. Это от нас с вами  зависит завтрашний день ребенка. Не теряйте времени зря, реально оценивайте ситуацию и помните, чем раньше мы сформируем позитивную позицию к жизни у ребенка с ОВЗ , тем легче и быстрее он адаптируется, обретет уверенность в свои силы и сможет полнее жить и развиваться.

Каждый из нас должен   быть уверен в том,  что  вместе мы сделали все от нас зависящее, чтобы ребенок имел не только счастливое детство, но и благополучную дальнейшую судьбу.

Подробнее

Контакты

298603 Республика Крым, г.Ялта пгт. Массандра, Шоссе Южнобережное д.10

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.